Формат открытых репетиций подразумевает то, что нам показывают эскиз спектакля, который создается за шесть дней. Поэтому постановка редко идет больше 45 минут, это сильно сокращенный вариант, тем не менее – в большинстве случаев это именно законченная история. И по этим 45 минутам зритель может понять, хочет ли он увидеть этот проект уже в «нормальном» виде, или лучше ему остаться эскизом. Обычно за сезон показываются два блока подобных проектов. В каждом блоке спектакли объединены той или иной идеей. В этот раз – блок посвящен «60-летию театра на Таганке». Соответственно, выбраны четыре популярных спектакля "Золотого века" театра. И молодым режиссерам предлагается выбрать ту или иную пьесу. Это не попытка скопировать легендарные спектакли. Режиссер полностью свободен в своем творческом поиске. Современный взгляд только приветствуется. Первая постановка, «Серсо» Славкина, была откровенно неудачной. И вроде и режиссер был хороший, и актеры, но просто не хватило времени. «Серсо» очень сложная пьеса. Анатолий Васильев ставил ее три года, а тут у режиссера всего неделя. Да, на то, чтобы понять, о чем «Серсо», потребуется гораздо больше времени, не то чтобы поставить. В итоге замысел режиссера был хороший, просто не хватило времени. С «Гамлетом» ситуация проще – так как пьеса гораздо более известная, понятно, что любой режиссер и любой актер ее читал. Плюс Мурат Абулкатинов – действительно очень талантливый постановщик. Так что я шел на репетицию, будучи уверен, что проект получится интересным. И я был не один. Спустя 44 года на таганском «Гамлете» переаншлаг. В проходах места не было. Интерес огромный. Основная публика – молодежь! В итоге на сцене получился троллинг 80 уровня. У меня сложилось впечатление, что Мурат Абулкатинов внимательно изучил постановку Юрия Любимова и сделал ее полную противоположность. (Хотя сам режиссер это отрицает). Гамлет Высоцкого – бунтарь, Гамлет Сергея Кирпиченка – напротив, предельно вялый, инфантильный человек, который совершенно не понимает, что ему делать, и, главное, зачем. Главной темой этого спектакля является тема сумасшествия главного героя. Много трагичных сцен сделаны действительно смешно. И это не стеб, не издевательство над классикой. Это выглядит органично, в наше время именно такой принц Датский ближе и понятней. Да, с концепцией можно поспорить, но она тоже имеет место быть, и режиссер реализовал ее хорошо (насколько это было реально сделать за неделю). В 70-е годы монолог «Быть или не быть» - читался в спектакле три раза, и каждый раз по-разному. Сейчас же Гамлет читает только первые несколько фраз, потом достает гитару и начинает петь романс Ларисы Рубальской «Напрасные слова». И в какой-то мере это соответствует духу современного героя-бунтаря. Режиссер ухватил дух «Диванных экспертов» довольно четко. Его Гамлет – действительно диванный эксперт, которому гораздо проще объявить себя сумасшедшим, продемонстрировать, что его месть Клавдию всего лишь инфантильная игра, нежели реально действвовать. Клавдий же вообще относится к Гамлету как к психически больному хипстеру. И действительно, смотреть на это было интересно! После подобных репетиций всегда следует обсуждение увиденного со зрителями, и большинству зрителей такая концепция пришлась по душе. Практически все зрители (и я в их числе) единогласно высказались, что подобный спектакль нужен уже в полном формате. И если доработать идею (а то, что у Мурата Абулкатинова это получится, не сомневаюсь), то мы получим очень провокационную, но предельно честную современную версию героя-бунтаря. В ближайший понедельник нас ждет версия «Жизни Галилея» - жду с нетерпением и непременно расскажу, что да как.