В Уфе на форуме "Управдом" обсудили способы экономии коммунальных ресурсов

Получая счета на оплату жилищно-коммунальных услуг, наверняка вы не раз вздрагивали при виде графы "итого". Порой цифры обескураживают. Если размер платы за потребленные в своей квартире ресурсы мы худо-бедно можем подсчитать, то какие придут счета за свет и воду, которые использовал весь дом, всегда загадка. Кто-то считает их неоправданно завышенными и строчит жалобы - в управляющую компанию, прокуратуру, госжилстройнадзор.

В Уфе на форуме "Управдом" обсудили способы экономии коммунальных ресурсов
© Российская Газета

Учет и контроль

По информации республиканского госкомитета по жилищному и строительному надзору, за прошлый год от жителей Башкирии поступило 958 обращений по вопросам начисления платы за коммунальный ресурс на содержание общего имущества (КР СОИ). 80 % жалоб касались электроэнергии. Львиное количество претензий, или 90 %, было от уфимцев и жителей Уфимского района.

Об этом на специализированной секции республиканского форума "Управдом" сообщила первый заместитель председателя госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору Александра Авдеева.

- Мы провели проверку 254 многоквартирных домов. По результатам выдано 158 предписаний и 52 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Предписания исполняются не в полном объеме, в связи с чем госкомитет обращается в суд, чтобы защитить права людей. В 2023 году подано 95 исковых заявлений, 40 из которых касались незаконных начислений, в 2024-м - уже 29 исков, в том числе 13 - по незаконным начислениям, - рассказала Александра Авдеева.

Переплачивать не хочется никому

Кстати, не заинтересованы в излишнем расходовании ресурсов и их поставщики - ресурсоснабжающие организации (РСО), ведь им положено выполнять федеральный закон об энергоэффективности. И как бы мы, скорее по привычке, ни ругали их, они свою часть работы по энергосбережению выполняют. Так, "Энергосбытовая компания Башкортостана" устанавливает в МКД приборы учета, позволяющие снимать показания удаленно, и... получает поток жалоб.

- Приборы учета устанавливаются в местах общего пользования, например между этажами и на фасадах, в каждом подъезде, чтобы сигнал беспрепятственно шел через роутер. Но жильцы или представители управляющих компаний бывают недовольны их внешним видом или тем, где установлено оборудование. Надо отнестись с пониманием. Приборы учета передают сигнал дистанционно в систему гарантирующего поставщика. Отпадает необходимость делать это вручную. Но самое главное - формируется истинное начисление платы за ОДН, что полезно для дальнейшего анализа и определения мер для ее снижения. К тому же, когда система заработает в полную силу, можно будет дистанционно ограничивать подачу энергии должникам. Обрезать провода уже не придется, - объяснил руководитель группы ограничений и подключений ЭСКБ Степан Юнусов. - Еще одна проблема - сохранность оборудования. Очень обидно, когда мы ставим новые счетчики, а через некоторое время узнаем, что они пропадают, в том числе из-за того, что щит не запирается как следует. Свои замки мы повесить не можем, так как управляющая компания должна обслуживать общедомовое имущество. Надо не препятствовать, а содействовать нашей работе.

Замдиректора филиала "Тепловая инспекция" БашРТС Александр Светлов рассказал, что в начале и конце отопительного сезона жильцы жалуются на низкую или, наоборот, повышенную температуру в квартирах.

- Зачастую причина в технической неспособности индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) оперативно регулировать подачу теплоносителя. Для устранения такой ситуации нужно установить дополнительное оборудование, которое в автоматическом режиме будет контролировать поступление тепловой энергии в МКД. Это ведет к рациональному использованию теплового ресурса и экономии денег собственников, - отметил Светлов. - Как только закончится нынешний отопительный сезон, начнется подготовка к новому. Мы в ежедневном режиме будем выходить на тепловые пункты потребителей и проверять их по критериям готовности. Рекомендуем и активно поддерживаем участие жителей в этом деле.

Он назвал типичные огрехи в подготовке к зиме: отсутствие поверки контрольно-измерительных приборов, запорной арматуры, гидравлических испытаний неудовлетворительное состояние трубопроводов.

- Практика показывает, что правильная подготовка объектов к отопительному сезону ведет к снижению объемов потребляемого тепла иногда на 40-50 %, то есть платить приходится меньше, - резюмировал Александр Светлов.

Утекает сквозь пальцы

Председатели советов МКД в Уфе при анализе ситуаций, касающихся потребления воды, часто сталкиваются с вопросом: а чья труба? Дело в том, что не все трубы водоснабжения находятся на балансе у водоканала. Есть "ничейные" участки. На эту проблему обратил внимание и глава республики Радий Хабиров, который распорядился взять на баланс муниципалитета все бесхозные водопроводные сети, после чего городские власти должны будут определить, на чей баланс их поставить.

Это не единственная препона, мешающая навести порядок в учете и контроле.

- Что бы мы ни сделали, это будет малоэффективно и порой бесполезно из-за проблемы переустройства инженерных сетей внутри квартир. За последние 20 лет собственники без проекта и согласования переделывают системы отопления и горячего водоснабжения, ставят краны, используют неподходящие материалы, - заявил председатель центра общественного контроля в сфере ЖКХ Советского района Уфы Венер Курбанов. - Обследование показало, что в каждой второй квартире в той или иной степени идет переустройство инженерных сетей. Есть проект теплоснабжения в МКД, в котором изначально рассчитывается каждый элемент, каждый поворот, который создает сопротивление. Многие проводят отопление на лоджии, в результате чего появляются новые повороты. Достаточно сделать так в одной квартире, чтобы нарушить циркуляцию теплоносителя по всему стояку. Температура теплоносителя будет определяться по самой холодной квартире, так, как будто холодно во всем доме. И в конце месяца собственники дружно переплатят.

По закону два раза в год УК обязана обследовать все инженерные коммуникации, проходящие в доме, и зафиксировать нарушения, после чего вправе обязать собственника привести коммуникации в исходное состояние. За переустройство инженерных сетей по теплоснабжению предусмотрен штраф в размере пяти тысяч рублей. В Госсобрании уже обсуждается вопрос об увеличении этой суммы.

В тему

В 2023-2024 годах госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору возбудил 27 административных дел в отношении управляющих компаний и 34 - в отношении ресурсоснабжающих организаций.

Полезная книжка

Что такое КР СОИ

В перечень входят все коммунальные ресурсы, которые управляющая организация расходует на содержание общедомового имущества:

- водоснабжение на полив, мытье пола, опрессовку системы отопления и т. д.;

- электроэнергия на освещение, работу лифтов, насосов, бойлеров;

- водоотведение.

КР СОИ напрямую зависит от фактического и правильного определения объемов коммунальных услуг, потребленных в помещениях МКД.

Компетентно

Радий Хабиров, глава РБ:

- Представители органов власти и муниципалитетов должны регулярно встречаться с людьми. Они очень остро воспринимают нарушение своих прав и требуют от нас конкретных действий. Мы понимаем существующие вопросы и не закрываем на них глаза. Главное, что мы их решаем. Разумеется, это невозможно сделать одномоментно, поэтому здесь важна планомерная работа. Ее мы будем продолжать.

Кстати

В повестку форума "Управдом", который проводится с 2019 года, включаются наиболее острые вопросы, которые необходимо решать в сфере ЖКХ. Как отметила министр ЖКХ РБ Ирина Голованова, главная идея форума - все действия республиканской и муниципальной власти будут осуществляться только во взаимодействии с жителями.