Андрей Максимов - о спектакле "Собачье сердце", поставленном на сцене Московского ТЮЗа
И вот - загадка. По всему спектакль "Собачье сердце" по знаменитой повести Михаила Булгакова, поставленный Антоном Федоровым на сцене Московского ТЮЗа, не должен бы мне понравиться. Какое-то слишком вольное обращение с текстом, какая-то слишком свободная интерпретация сюжета... В общем, при желании есть к чему придраться.
А мне постановка понравилась. Причем очень.
Есть, конечно, субъективное объяснение этому: мой сын и полный тезка - Андрей Максимов - играет в "Собачьем сердце" Шарикова. Играет грандиозно, но я не объективен. И вообще, не будем про Шарикова, по понятным причинам. Новое "Собачье сердце" на сцене МТЮЗа дает возможность порассуждать вообще о постановках классики в театре. А это важно.
Антон Федоров не интерпретирует Булгакова. Он с ним играет. Эдакое живое общение с произведением, которое знают все. Отсюда некоторое отстранение актеров от персонажей. Они немного себя оценивают - играют. Но чем ближе к финалу спектакля, тем серьезней и даже трагичней становится существование.
Профессор Преображенский в первой сцене появляется пьяный. И тут ты, зритель, понимаешь, что и в книге, и в известном фильме он, действительно, все время пьет. Но не пьянеет почему-то. А тут пьянеет...
Чем ближе к финалу спектакля, тем серьезней и даже трагичней становится существование
С какой стороны ни взгляни на "Собачье сердце" - это история о взаимоотношениях интеллигенции с... И тут - заминка. С народом? А интеллигенция разве не народ? С простыми людьми? Вы когда-нибудь встречали простых людей? Я нет...
Тогда скажем так: о взаимоотношениях интеллигенции и неинтеллигенции. Игорь Гордин совершенно грандиозно играет Преображенского как человека, который не только не хочет ни за что отвечать, но не желает вообще ни во что включаться. Он и человека-то оживил во многом случайно, а от того совершенно не понимает, что теперь делать с этим Шариковым, который ничего, кроме раздражения, не вызывает.
Помните знаменитое "Не хочу!" Евстигнеева из фильма Бортко? Гордин играет человека, для которого "Не хочу!" - это девиз жизни. Преображенский живет по инерции. И пьет, чтобы эту инертность хоть как-то заглушить.
Преображенский Гордина - человек инертный. И когда в устоявшийся порядок жизни врывается Шариков, случается трагедия. Потому что Шариков - это человек. Неприятный, неопрятный, глупый... И так далее. Но - человек. А человек - это существо, которое требует внимания. У профессора Преображенского его нет - поэтому приходится Шарикова снова превратить в пса. Человек - это существо, которое без чужого внимания перестает быть человеком.
Что такое театральная игра с великим произведением, каковым, без сомнения, является "Собачье сердце"? Это умение режиссера не нести отсебятину, а рассматривать классику под разными углами зрения. Великое произведение потому великое, что живое. А все живое - неоднозначно.
В спектакле Федорова Преображенский - тот, кому люди не интересны. Чтобы мы, зрители, поняли весь трагизм такого взгляда, надо было сделать так, чтобы интересными были все герои спектакля, чтобы не было эпизодических персонажей.
Тоже ведь интересно: если ты не познаешь других, ты живешь в пространстве без воздуха
"Собачье сердце" в МТЮЗе - это галерея замечательных актерских работ. Каждый персонаж требует разгадки. Доктор Борменталь - спасибо, Илья Шляга - не столько интеллигент, сколько - надсмотрщик, эдакий охранник при профессоре. А рядом - прислуга, жаждущая любви Зиночка (чудесная работа Аллы Онофер) и заговаривающаяся, почти сумасшедшая Дарья Петровна ( Екатерина Александрушкина - блестяще!) Федор (спасибо, Илья Созыкин) превратился в мощного хранителя дома. Швондер (здорово сыгранный Антоном Коршуновым) вовсе не агрессивный, а постоянно всего боящийся маленький человек. София Сливина превращает роль помощницы Швондера Вяземской в трагикомическую миниатюру.
Понимаете, да? Вот живет профессор - светило мировой науки. Вот в его доме живут такие разные, но своеобразные люди. Вот появляется человек, получившийся в результате опыта. А профессору это все не интересно. Он живет как бы вне этого мира, вне этих людей. Мне, зрителю, хочется узнать про них больше, - я ими заинтересован. А интеллигент Преображенский - нет.
Тема познания... точнее, отсутствия познания человеком других людей становится одной из главных, если не главной в спектакле. И Гордин - актер, конечно, не просто мощный, но очень тонкий - замечательно это передает.
"Собачье сердце" Федорова - это спектакль о человеке, который живет в вакууме. Тоже ведь интересно: если ты не познаешь других, ты живешь в пространстве без воздуха. Даже если ты мировая величина. Даже если твой день занят приемом больных и у тебя много денег.
Преображенский - гений? Видимо, да. Но как точно сыграно его равнодушие в общении с теми, кто нуждается в его помощи.
Игра с классиком - что это такое? Это умение разглядеть грань произведения и как бы наставить не нее увеличительное стекло. Классик пишет о многом. Интерпретатор, играющий с ним, может акцентироваться на чем-то одном, важном.
Антон Федоров поставил очень человеческую историю. И тогда - вдруг? - на авансцену вышла тема воспитания. Шариков считает себя сыном Преображенского, хочет понравиться ему, угодить... А "папа" его игнорирует... Папа, сын, родительской игнор... Не правда ли, современная история?
"Собачье сердце" Антона Федорова - пример своеобразного, современного взгляда на шедевр - пример живого общения с классикой. Кому-то близко, кому-то - нет. Нормально. Но не заметить нельзя...