Обоянский район уже не раз становился героем наших заочных путешествий по родному краю. Так, в номере «КП» от 21 июля 2023 года опубликован материал «Город у реки Боянки». А 21 октября 2022 года вышла статья о курской антоновке, где уделено место и знаменитым обоянским садам. Тем не менее тема далеко не исчерпана, и сегодня мы расскажем о достопримечательностях этого края и людях, его прославивших. Для начала напомним, что название город Обоянь и, соответственно, район получили от реки Боянь (иногда её называли и Боянкой). Приставка «о» означала около речки Боянь, и как итог – Обоянь. А что значит само слово «боянь»? Точного ответа нет. Возможно, это связано со словом «баять» – говорить, рассказывать, может быть, река была говорливой… История царей и королей Интересно, что Обоянский район, наверное, единственное место в нашей области, где в своё время проживал сам царь. Не настоящий, конечно, – самозванец, но всё же. Российский царь Пётр III правил всего полгода и был свергнут гвардейцами, возведшими на престол его жену Екатерину II. И всё бы ничего, но свергнутый царь стал чемпионом по количеству самозванцев от его имени. В середине XVIII века таковой объявился и в Обоянском уезде: царь-самозванец Пётр III. Так с подачи обоянских однодворцев стал себя величать проворовавшийся купец Асланбеков. Какое-то время обоянским крестьянам удавалось его прятать в однодворческих сёлах и деревнях, но при попытке бегства за границу Асланбеков был пойман и доставлен в Москву. 5 января 1765 году последовал указ императрицы. В нём говорилось, что, хотя по законам Асланбеков заслуживал бы казни, но так как преступление совершено им единственно «по его дерзости, а не меньше», то ввиду всего этого, а особенно ради милосердия императрицы, Асланбеков от истязания и от казни освобождается, но приговаривается к наказанию плетьми там, где он это «разглашение учинил», и ссылке в Нерчинск. Обоянский краевед Михаил Озеров писал, что «упоминается в Обояни и король – Фёдор Васильевич Король, который проживал здесь в 1896 году на улице Малая Тимская». Далее Михаил Михайлович замечает, что Ивану Адальбертовичу Каролю, городскому голове, повезло меньше. Он был расстрелян в 1918 году освобождавшими город партизанами отряда Громова… Судьба деревянного храма А теперь о православных святынях, а именно – расскажем историю церкви чудотворцев Космы и Дамиана в селе Косиново. Особенность этого храма заключается в том, что он – деревянный, словно церкви русского Севера. Деревянных храмов в Курской области семь, и один из них – в Обоянском районе. Православный приход в Косиново существовал уже в XVII веке. В писцовой книге Обоянского уезда, составленной в 1692 году и хранящейся в Курском областном госархиве, имеется запись о том, что в селе Косиново на речке Малой Рыбинке действует церковь во имя Господа Бога Иисуса Христа и в ней придел святых бессребреников и чудотворцев Коcмы и Дамиана. Время возведения первого здания храма неизвестно, но в «Топографическом описании Курской губернии» (1784 год) отмечено, что в Косиново имеется деревянная церковь, при ней четыре священнослужительских и церковнослужительских двора. В 1801 году было построено новое здание церкви, простоявшее чуть более века. Существующее же сейчас здание храма построено в 1909 году на средства прихожан. Кроме жителей Косиново, храм посещало население прилегающих хуторов: Юшкова Острова, Красной Поляны, Березовки. Начальник архивного отдела администрации Обоянского района Ирина Громова в статье в местной газете приводит следующее описание храма, сохранившееся в старых документах: «Храм был одноэтажным, деревянным, холодным, с четырьмя главами, покрытыми железом, кресты железные, 15 окон, четыре двери, наружная поверхность окрашена, паперть открытая, колокольня деревянная трёхъярусная с тремя колоколами весом 24 пуда 30 фунтов, 10 пудов и два пуда, храм окружён деревянной оградой. Иконостас деревянный, четырёхъярусный, в нём 20 икон». Согласно декрету ВЦИК от 23.02.1922 года из храма изъяты ценности: священные сосуды, крест, две ризы с икон. С 1934 года церковь использовалась под зернохранилище, решение же президиума облисполкома о закрытии было принято только 20 сентября 1940 года. В апреле 1943 года религиозная община в Косиново была воссоздана, в августе 1944 года она была зарегистрирована, несколько позже был оформлен договор о передаче в её пользование церковного здания и находящегося в нём культового и иного имущества. В книге священника Владимира Русина «Претерпевший до конца» о репрессированных обоянских священниках указано, что в период с апреля 1943 года по март победного 1945 года настоятелем храма святых Космы и Дамиана в Косиново был протоиерей Василий Александрович Артамонов. В 1963 году Обоянский райисполком закрыл церковь, церковные средства были направлены на благоустройство Обояни. Но вопрос о действиях Обоянского райисполкома был поставлен на рассмотрение Курского облисполкома. Решение, принятое облисполкомом 26 сентября 1963 года, отмечало в действиях райисполкома грубое отступление от Конституции и Закона «О религиозных объединениях», которыми регулировались взаимоотношения советских органов с церковью. Но эта жёсткая оценка действий районного руководства не исправила ситуации. В документах райисполкома отмечалось неисправное техническое состояние храма, хотя его ремонту препятствовал сам райисполком, непригодность к его дальнейшей эксплуатации, распад религиозной общины. До марта 1968 года Косиновский храм всё же фактически являлся действующим, но после смерти Реутова – последнего священника, службы там не проводились. В 1971 году здание церкви решено было использовать под складское помещение колхоза «Пламя Революции». В декабре 1971 года райисполком принял решение «О передаче культового и другого имущества бывшей Косиновской церкви». Для зачисления в госбюджет Обоянскому райфинотделу переданы были деньги храма – 835 рублей 84 копейки. Мебель передана исполкому Башкатовского сельсовета и колхозу «Пламя Революции», предметы исторической, художественной и музейной ценности – в Обоянский музей и отдел культуры. Иконы, облачённые покрывала, богослужебные книги, ладан, воск и другое переходящее имущество переданы в Троицкую церковь Обояни. Платки, полотенца реализованы через торговую сеть. Как пишет Ирина Громова, «тридцать лет в храме царила мерзость запустения». В 1992 году здание церкви официально было возвращено епархии, зарегистрирована религиозная организация – приход святых Космы и Дамиана. Более того, храм Космы и Дамиана включён в «Список выявленных объектов культурного наследия, представляющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность». Первый курский олимпийский Обоянская земля подарила стране немало славных имён, которыми обоянцы гордятся. Среди них – Евгений Клевцов, первый курский олимпийский медалист. Он родился в Обояни в 1929 году, работал слесарем в МТС. Впервые принял участие в соревнованиях по велоспорту в 1948 году в возрасте 18 лет в Курске. На собранном из металлолома велосипеде занял первое место с большим отрывом. В этом же году стал лучшим сельским гонщиком России на Всероссийских сельских играх в Пятигорске, после чего его пригласили в Москву, в клуб ЦДКА. В этом обществе прошла вся его спортивная жизнь. С 1952 года – в сборной СССР. Капитан первой Олимпийской сборной команды велосипедистов СССР, выступавшей на XV Летних Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки и олимпийской сборной команды велосипедистов на XVII Летних Олимпийских играх 1960 года в Риме. Многократный чемпион СССР в командной гонке на 100 км и других велосипедных дисциплинах. Победитель велогонок мира в составе победившей в командном зачёте команды СССР, победитель 12 этапа (Прага) велогонки мира 1956 года, и 8-го этапа (Карл-Маркс-Штадт) велогонки мира 1958 года в индивидуальном зачёте. Победитель спартакиады народов СССР в 1959 году. Евгений Петрович Клевцов – первый курский олимпийский медалист и первый курянин – заслуженный мастер спорта СССР (1959). После ухода из спорта работал механиком сборной ЦДКА (впоследствии – ЦСКА) и страны. Похоронен на Митинском кладбище в Москве. Обоянский живописец Если кто-то из читателей более-менее внимательно следит за нашими публикациями, то должен заметить, что практически в каждом нашем районе есть, скажем так, свой живописец. Для Обоянского района это Константин Александрович Трутовский (1826 – 1893) – живописец-жанрист. Он родился в Курске. Получив начальное образование в одном из частных учебных заведений Харькова, в 1839 году был привезён в Санкт-Петербург, определён в Николаевское инженерное училище и ещё в бытность свою там выказал большую любовь и способность к искусству. После окончания училища он преподаёт в классе рисунка и архитектуры и одновременно с 1845-го по 1849 год занимается в Академии художеств, являясь вольноприходящим учеником знаменитого Бруни. В 1849 году Трутовский уезжает из Петербурга, продолжая посещать его лишь эпизодически. Местом его постоянного жительства становится небольшая деревенька Яковлевка Обоянского уезда Курской губернии, принадлежавшая матери. Художник часто бывал в Обояни, наблюдал жизнь базаров, трактиров, многое из увиденного легло потом в основу его произведений. В 1861 году за картину «Хоровод в Малороссии» (находится в Третьяковской галерее) ему было присвоено звание академика. В 1892 году в Курской губернии в связи с неурожаем начался голод. В своём имении в Яковлевке Трутовский организовал столовую для бедных, а его жена заведовала ею. Рисунки «Первый день открытия столовой для голодающих», «Жена художника Ольга Ивановна раздаёт хлеб детям» рассказывают о помощи голодным крестьянам. Трутовский достиг успехов как в отрасли жанрово-бытовой живописи, так и в качестве иллюстратора: литографии к циклу повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, иллюстрации к биографии и к поэмам «Гайдамаки», «Невольник» Шевченко. Перебравшись в имение вместе с семьёй, художник живёт здесь до кончины, продолжая работать над картинами и графическими листами. Умер 28 марта 1893 года, похоронен в селе Яковлевка. В фондах Курской картинной галереи имени Александра Дейнеки находятся две картины Константина Трутовского – «В половодье» и «Суд». Любопытно, что Трутовский был женат на Софии Самбурской, племяннице жены известного русского писателя Сергея Аксакова. А сын художника Владимир Константинович (искусствовед, нумизмат, секретарь Московского археологического общества) был женат на Александре Мошниной, племяннице святого Серафима Саровского. В годы Великой Отечественной Накануне войны в Обоянском районе шло развитие народного хозяйства, работали кирпичный завод, хлебный и пищевой комбинаты, маслозавод. Война всё прервала. О нападении фашистской Германии обоянцы узнали в 12:00 по радио из сообщения Молотова, как, собственно, и вся страна. Жизнь переключалась на военный лад, промышленность Обояни была переориентирована на военные нужды. В Обоянском районе формировались добровольческие истребительные батальоны и отряды народного ополчения из представителей партийного и советского актива, отличавшиеся крепкой физической силой, количество которых было доведено до 386 человек, многие были комсомольцами. И уже к ноябрю 1941 года началась эвакуация материальных ценностей, оборудования предприятий, колхозов, совхозов и МТС. В последних числах октября Обоянь покинули работники райкома, райисполкома, военкомата. При отступлении были предприняты определённые меры: нашими войсками, например, были уничтожены хлебные склады, разрушена мельница по улице Луначарского. 11 ноября 1941 года немецко-фашистские войска оккупировали Обоянь и район. С этого момента полностью меняется порядок жизни всех жителей. Все ресурсы района были направлены «на благо Великой Германии». Оккупационные власти широко практиковали всякого рода поборы и налоги. Из информации УНКВД областного обкома партии, из агентурных источников известно, что «в г. Обояни немцы сняли с врача Степаненко пальто, сапоги, часы, забрали женскую доху. У сторожа горторга отобрали пуд муки. За то, что он не хотел отдавать муку, его убили». Порядки на всех оккупированных территориях Советского Союза мало отличались друг от друга. Основной метод действия оккупантов – кровавый террор, массовые убийства и репрессии. В первые дни оккупации солдаты вермахта повесили в городе около двадцати девяти человек и расстреляли сотни жителей района. По мере успехов Красной Армии на фронтах предпринимались попытки освобождения Обоянского района. Одной из таких попыток стала Курско-Обоянская наступательная операция с декабря 1941-го по январь 1942 года. Развернулись ожесточённые затяжные бои. В журнале боевых действий 556-го полка 169-й стрелковой дивизии за 6 января 1942 года отмечалось: «Полк ведёт бой за овладение городом Обоянь. Противник, усиленно укрепившись, оказывает упорное сопротивление. Батальоны в ночь на 7 января 1942 г. попытались несколько раз ворваться в город. 1-й батальон зашёл на улицу Урицкого, но от ураганного огня противника был вынужден занять прежнее положение, понеся потери». Попытки освободить город и район оказались безуспешными. После этого неудачного штурма на улице 1-го Мая был создан концлагерь, в который попали раненные в бою, а также захваченные в плен бойцы Красной Армии. После того как войска Германии были разгромлены под Сталинградом, начался коренной перелом в войне по всей линии фронта от Ленинграда до Кавказа. Город Обоянь был освобождён 19 февраля 1943 года. В зимний период 1943-1944 годов начались активные работы по восстановлению и строительству служебных зданий, восстановление пострадавших предприятий. А на стенах рейхстага в мае 1945-го появились надписи: «Мы из Обояни». СПРАВКА «КП» Обоянский район образован в 1928 году. Расположен в южной части Курской области. Граничит с Медвенским, Пристенским, Большесолдатским, Беловским районами области, а также с Ивнянским районом Белгородской области. Территория района – 1,02 тысячи кв. км, что составляет 4% территории области, поверхность представляет холмистую равнину, прорезанную реками и оврагами, реки района мелководные. Река Псёл имеет протяжённость по территории района 54 км, Рыбинка – 28, Малая Рыбинка – 17, Каменка – 18, Туровка – 17, Усланка – 15 км. Все реки относятся к бассейну Днепра. Подготовил Юрий МОРГУНОВ Фото из открытых источников

Здесь жил царь
© Курская правда