"Любовь поэта": первая опера Резеды Ахияровой
Театральные постановки Татарстана: смотрим дома. Часть 73-я
Смотрим первую оперу Резеды Ахияровой "Любовь поэта" (12+) — это единственная запись на канале композитора в Youtube. Критики оценили ее за совмещение народной мелодики и общеевропейской традиции — чем-то подобным занимался и главный герой оперы Габдулла Тукай. Это, кстати, первый пример большого произведения о татарском поэте, таки добравшегося до сценического воплощения.
Был один акт, стало шесть картин
Ахиярова родилась в деревне Верхнее Яркеево Илишевского района Башкирской АССР. В 1980-м она закончила Казанскую консерваторию. Массовый слушатель, конечно, знает ее по песням — в 1980-е она явно была одним из главных поп-композиторов. Ключевые песни того периода можно услышать на пластинке "Песни": "Әссәләмегалейкем", "Ак кәгазь", "Чаба, поезд, чаба", "Зәңгәр томан", "Яратыгыз!".
Про Тукая она сочиняла и раньше. К примеру, у нее есть симфоническая поэма "Моңлы сазым" ("Саз мой нежный"). В 2001 году профессор консерватории Мнир Соколов попросил Ахиярову написать что-то для оперной студии консерватории. Она раньше ничего подобного не писала, но согласилась. В итоге одноактная опера превратилась в масштабную работу из шести картин.
В первой картине в номерах "Булгара" Тукай вспоминает голодное и неуютное детство, то, как его на Сенном базаре пытались отдать на усыновление. Вторая картина — в редакции, очевидно, "Эль-Ислах", где Тукай сначала спорит с другом, журналистом и писателем Фатихом Амирханом, а потом встречает Зайтуну.
В третьей картине он обитает в мире, где живет Шурале (его, кстати, пел Айдар Файзрахман, будучи уже руководителем Госансамбля фольклорной музыки РТ), а также демон Азраил с множеством болезней. В четвертой картине Тукай возвращается в редакцию, где вновь спорит с Амирханом, на этот раз по поводу Зайтуны. Пятая картина занятна тем, что в "Восточном клубе" (видимо, в усадьбе Сабитова, где ныне ресторан "Татарская усадьба") показывают парижский канкан, что вызывает шок у поэта. Зато после его выступления со стихами Зайтуна дарит ему цветы. Она в шестой картине уезжает в Чистополь. Кстати, именно с последней, трагической сцены началось написание оперы.
Верный соратник Ренат Харис
Такое либретто к опере создал Ренат Харис, с которым Ахиярова познакомилась, когда училась в седьмом классе. Мама композитора отправила в газету "Яшь ленинчы", где поэт работал ответственным секретарем, ее песню "Тан" ("Заря") на слова Равиля Файзуллина.
Они начали работать вместе еще в 80-е, кроме песен, написав симфоническую "Оду дружбе", вокальный цикл "Любовь моя" и кантату "Отечеству". В 2001-м появилась вокально-симфоническая поэма "Белое полотенце". После оперного опыта она сочиняла к спектаклям по его пьесам "Поляна Абай-бабая" и "Умырзая". И конечно, тандем продолжил работу над крупными формами. В 2013-м появился балет "Золотая орда", в 2018-м — опера "Сююмбике", в прошлом году — балет "Иакинф".
Отметим, что это еще не все "классические работы" Хариса: есть еще оратория "Человек" Мирсаида Яруллина, балет "Сказание о Йусуфе" Леонида Любовского, мюзикл "Алтын Казан", оперы "Кара Пулат" и "Зеркало" Эльмира Низамова. Можно уверенно сказать, что поэт — главный либреттист Татарстана.
В интервью Харис сам вспоминал, что это не первая опера про "наше все". К примеру, была опера "Тукай" Энвера Бакирова на либретто Ахмеда Исхака. Она дошла до генеральных прогонов, но зритель ее так и не увидел, хотя фрагменты звучали в переложении для органа на фестивале "Европа-Азия".
Так что опытный деятель искусства не сразу взялся за такого "опасного" персонажа. Харис, конечно, вольно обращается с биографией поэта. Чего стоит бодрый Амирхан, который к тому времени уже был прикован к инвалидному креслу. Впрочем, это вполне позволительно для такого жанра.
"Я считаю не совсем верным излишне насыщать произведение пентатоникой"
Премьера оперы прошла в Татарском театре оперы и балета в 2006 году, когда Татарстан отмечал 120-летие Тукая (Ахиярова отметила 50-летний юбилей и получила звание народного артиста Республики Татарстан).
Режиссером спектакля стал Михаил Панджавидзе, который до этого показал здесь "Бориса Годунова". А после начал работать с Казанью постоянно. Дирижировал Виктор Соболев, работавший в Челябинске, Минске, Харькове, Чебоксарах и Санкт-Петербурге. Главную партию исполнил Ахмед Агади (солист Мариинки по отцу — перс, а по матери — татарин, вырос в Казахстане). Уже через два года его создатели стали лауреатами премии имени Тукая — кроме Хариса, который получил ее в 1997-м за сборник стихотворений и поэм "Хисемнең исеме" ("Имя моих чувств").
Также "Любовь поэта" выдвигали на "Золотую маску", впервые в истории театра имени Джалиля, причем в пяти номинациях. В результате ее за лучшую мужскую роль получил Агади.
На сайте "Маски" есть показательная цитата Ахияровой: "Я считаю не совсем верным излишне насыщать произведение пентатоникой, так как жанр оперы сформировался в западно-европейской культуре, и в моем понимании современная национальная музыка должна совмещать национальные традиции и общие законы жанра. Я пишу музыку именно в этом стиле. Это мой музыкальный язык".
И эта опера все еще идет в Казани. Иногда
Интересно, что партию Зайтуны исполняли несколько очень разных солисток. На премьере это делала Венера Ганеева (наверное, самое известное произведение Ахияровой у нее — песня "Туй күлмәге"). Также ею могла стать Альбина Шагимуратова (но она уехала на год в США) и Лилия Губайдуллина (она также решила уехать из Казани). В дальнейшем партию Зайтуны исполняли солистка Татарского театра Гульнора Гатина и звезда Башоперы Альфия Каримова.
Кстати, в этом году 26 апреля в театре оперы и балета покажут "Любовный напиток". Зато 17 мая ожидается "Золотая орда" в рамках Нуриевского фестиваля (и билетов на него нет). "Любовь поэта" можно будет увидеть 1 июля. При том, что Агади сохраняет ведущую партию, остальные отданы казанцам — это Венера Протасова, Артур Исламов, Ирек Фаттахов, Денис Хан-Баба, Айсылу Нуруллина.