Фотограф Екатерина Софронова - о Волге, на которую не устает возвращаться

Я много лет фотографирую то, что люблю. Стараюсь угнаться за временем, а оно ускользает от меня. Спасибо "Родине" за то, что дала мне возможность поделиться впечатлениями о старинных русских городах и монастырях (№ 6, 2022; № 5, 2023).

Фотограф Екатерина Софронова - о Волге, на которую не устает возвращаться
© Российская Газета

Посылаю материал о Волге, на которую не устаю возвращаться.

Исток Волги (Осташков)

В XVI веке на острове Столобенском зародилась островная обитель, ставшая одной из главных православных русских святынь. И скольким людям помогла спастись Нилова пустынь! Перед глазами у меня раннее утро, а по дороге, спускающейся к монастырю, течет людская река, паломники спешат к мощам преподобного...

С. Прокудин-Горский. Исток Волги. 1910-е годы.

По дороге в Осташково заехала в Конаково. О своем здешнем житье-бытье Иван Сергеевич Соколов-Микитов написал трогательный рассказ "Карачаровский домик". И как с ним не согласиться: "Хороша Волга у Конакова! Широка. Берега в еловых (когда-то дремучих) лесах..."

Ну и конечно, любому путешественнику нельзя проехать мимо истока Волги в деревне Волговерховье, где великая река начинает свой бег от чистого родника.

Завидово

На кладбище села, возле красивейшей Троицкой церкви, похоронен замечательный крестьянский поэт Спиридон Дмитриевич Дрожжин, чьи стихи десятилетиями украшали хрестоматии и буквари, по которым учились в дореволюционной России и в первые годы советской власти:

Кругом поля раздольные,Широкие поля,Где Волга многоводная -Там родина моя.Идешь, идешь - и края нетДалекого пути,И хочется мне белый светОбнять и обойти.

Написано в 1871 году. А как будто вчера.

Уже в начале 1920-х годов писатель Борис Полевой, отправившись по газетному делу к земляку-поэту, спросил по дороге возницу: " - А вы знаете, Дрожжина?

Ну а как же не знать? - удивляется дед Леша, ощипывая сосульки с метелкообразной бороды. - Низовку, верно, можно и позабыть. Много их, деревень-то, а Дрожжин один на всю Россию".

Н. Карачарсков. Глаза моей России.

Ярославль

В Ярославле жили родственники мужа. И мы поехали посмотреть на землю, где похоронены родные. Множество фотографий сделано на ярославской земле...

А волжанин (думаю, так его можно назвать, усадьба Карабиха всего в 15 километрах от Ярославля) Николай Александрович Некрасов написал о Волге, может быть, лучшие стихи:

"О Волга! после многих лет Я вновь принес тебе привет. Уж я не тот, но ты светла И величава, как была. Кругом все та же даль и ширь, Все тот же виден монастырь На острову среди песков, И даже трепет прежних дней Я ощутил в душе моей".

Старица. Вид на монастырь. Фото: Екатерина Софронова

Старица

Древний, основанный в 1110 году Свято-Успенский Старицкий монастырь, каменоломни на крутых холмах... Волга здесь несет свои воды медленно, кажется неширокой. Здесь познакомилась с владельцем частного охотхозяйства, который поделился местным фольклором.

В селе неподалеку жители как на подбор кудрявы и темноволосы, чертами напоминают "солнце русской поэзии". Пушкин и вправду бывал неподалеку в имении своего приятеля, охотился и, как писали в прежние времена, с девками баловал. За что поэта поколачивали крестьяне (такая легенда упорно ходит у местных). Вот и егерь в охотхозяйстве похож на потомка Ганнибала.

Мой новый знакомый его спрашивает:

- Случаем твоя прабабка не знала поэта?

В ответ серьезно:

- Топтал.

Понимаю, что это, скорее всего, анекдот для заезжих гостей. Но приятно оказаться от Пушкина на расстоянии вытянутой руки...

Чебоксары

Волга в Чебоксарах разлилась как море: другого берега почти не видно. Прохладой, свежестью, запахом воды и водорослей наполнен ветер. С криками мечутся у причала чайки.

В Чебоксарах живет мой дядя, который переехал сюда после института по распределению. Много десятилетий он преподавал в местном университете. А я, задолго до того, как побывала в Чебоксарах, изучала пейзажи и людей по картинам уроженца Чувашии Николая Прокопьевича Карачарскова - одного из лучших русских художников, рисовавших жизнь села.

Нижний Новгород

О Нижнем можно говорить бесконечно, сколько знаменитых людей вышли из этого города. Но лучше всех воспел реку своего детства, конечно, Максим Горький:

"С утра до вечера я с бабушкой на палубе, под ясным небом, между позолоченных осенью, шелками шитых берегов Волги. Не торопясь, лениво и гулко бухая плицами по серовато-синей воде, тянется вверх по течению светло-рыжий пароход, с баржой на длинном буксире. Баржа серая и похожа на мокрицу. Незаметно плывет над Волгой солнце; каждый час все вокруг ново, все меняется; зеленые горы - как пышные складки на богатой одежде земли; по берегам стоят города и села, точно пряничные издали; золотой осенний лист плывет по воде.

- Ты гляди, как хорошо-то! - ежеминутно говорит бабушка, переходя от борта к борту, и вся сияет, а глаза у нее радостно расширены".

Тутаев

Лучше всего приезжать сюда на пароме. Серое небо. Утки плавают у берега, кормятся, находя что-то в холодной, цвета свинца, воде. По доске-трапу поднимаешься на борт. Звенит корабельный колокол. Моторист заводит двигатель. Пять-семь минут - и вы на месте.

Советую первым делом посетить Воскресенский собор, где хранится трехметровый поясной образ Спаса Всемилостивого (Борисоглебского) - великое русское чудо. По преданию, икона приплыла сюда по Волге в XIV или XV веке. И, конечно, в таком не могли не родиться чудесные люди - первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, адмирал Федор Ушаков, маршал Федор Толбухин...

Рыбинск

Купеческий город. Дома основательные и красивые. И это первое, что поражает, когда выходишь из здания железнодорожного вокзала.

Поражает и скульптура "Мать Волга", созданная С. Шапошниковым и открытая в 1953 году. Издалека с мыска Мать Волга протягивает вам руку...

Кимры

Столица сапожников - еще со времен Николая II. Неподалеку отсюда, в Талдоме, писатель Михаил Пришвин изучал жизнь "волчков" (сапожников) и написал в 1920-х годах свою знаменитую книгу "Башмаки". А меня поразила судьба кимрского народного скульптора Абаляева, тоже начинавшего сапожником. Продолжая шить сапоги, Иван Михайлович вырезал из дерева скульптуры, воспроизводил жанровые сценки из жизни кимрских кустарей. Талант Абаляева был замечен и оценен в СССР. Но когда началась война, сорокалетний мужчина не искал брони, а пошел воевать и погиб в страшном 1941 году. Как драгоценности берегу фотографии, сделанные в здешнем музее - память о скульпторе и солдате.

Кимры. Иван Абаляев и его рукотворные друзья.

Если приехав из Москвы, вы вышли на конечной остановке Савелово, рекомендую пешком пройти к мосту через Волгу. Здесь вас встретит самолет на постаменте, напомнив, что Кимры - родина великого авиаконструктора Туполева. Ну а мост - самый длинный в Тверской области, 552 метра. И очень высокий - стоя на нем, на ветру, чувствуешь себя почти птицей - взлететь бы!

Тверь

Тверской речной вокзал - на реставрации. Рада, что успела сфотографировать это архитектурное чудо. Но, слава богу, в городе есть и другие чудеса. Прежде всего великолепный Путевой дворец, в котором размещены иконы, коллекции скульптуры и живописи. И до чего же красива Волга в Твери, особенно у стрелки с рекой Тверцой, где высятся купола Екатерининского монастыря!..

Из Твери в Индию, "за три моря" отправился в путешествие Афанасий Никитин, детские годы здесь провел баснописец Иван Крылов, а тверским губернатором служил писатель Михаил Салтыков-Щедрин. Ну а нашего современника поэта-тверяка Андрея Дементьева тревожили мысли, созвучные моим: как сохранить памятники русской старины?

Прости меня, любимый город,Но верю я былым векам, А не теперешним манкуртам, Что чтят лишь выгоду свою.А может, мне податься к юртам? Коль места нет в родном краю...

Не знаю, сколько лет потребуется, чтобы сфотографировать все, что хотелось бы увидеть на Волге. Она снова зовет меня. Надо собираться в дорогу.