"Белый Вальс" по пьесе Алексея Арбузова "Мой бедный Марат"
Это спектакль студентов школы – студии МХАТ, мастерской Евгения Писарева. (Тех самых, который в начале сезона представили нам великолепнейший «Л.Е.С.»). Наши постоянные читатели в курсе, что в промежуточных итогах сезона в номинации «Лучший актер» на первое место я поставил Яна Сибряева и его роль Счастливцева. За это я, конечно, получил много скептических отзывов. Ну как же так, парню-то всего двадцатник, а я его поставил на ступень выше великого Смехова. Не слишком ли? А Ляла Анпилогова – Улита? Не рано ли студентке третьего курса находиться в списке лучших рядом с Мадлен Джабраиловой или Марией Смольниковой? И вот «Белый Вальс» должен был дать четкий ответ: прав ли я – или нет. Кто перед нами? Судя по всему, этим вопросом задавался не я один. «Белый Вальс» вообще никак не рекламировался, но билеты на все спектакли были проданы примерно за пять минут после старта продаж. Вплоть до конца мая можете их даже не искать – полный солд аут. Отличный экзамен для молодых талантов. В этом сезоне это уже четвертый «Мой Бедный Марат». Предыдущие три были не очень. Но задача здесь стояла не показать лучшего из четырех «Маратов». Это было не так сложно. Задача была прыгнуть через себя, выше головы. Смогут ли доказать что успех молодых артистов в «Л.Е.Се» был не случайным? И режиссер Борис Дьяченко (он же один из педагогов курса) приложил максимум усилий, чтобы им помочь. Это чисто актерский спектакль. Режиссура – минимальная. Убери из спектакля этих актеров, замени другими – и нету никакого спектакля. Хорошо ли это? В данном случае – да. Главная задача студенческого спектакля не демонстрировать режиссерский дар мэтра, а дать возможность раскрыться молодым талантам. В общем, посмотрел я спектакль и понял, что, конечно же, я ошибался, давая Сибряеву первое место за Счастливцева. Первое место ему, конечно, за Марата Евстигнеева. То, что это лучший актер сезона, уже нет сомнений. Да, впереди еще три с лишним месяца различных премьер, но перепрыгнуть Сибряева не получится, не выйдет. Сколько я видел «Маратов» - главная претензия к первой части – не верю я, что передо мной блокадные подростки. А здесь – верю. И Анпилоговой (Лике) верю, и Сибряеву (Марату) верю. И в то, что бомбежки Ленинграда изображаются в виде аккордов на рояле – тоже верю. Во все верю! Парень только что пережил страшную трагедию – гибель сестры. Он энергичный, но у него дрожат руки, дрожит подбородок, у него глаза на мокром месте, он на грани истерики у него краснеет лицо, когда он кричит, создается впечатление, что он прямо сейчас бросится в зал и начнет крушить всех и вся в бессильной злобе за свою погибшую сестру. Но вот новая сцена, и он уже весел, он уже шутит, он врет, мы смотрим на его дуэт с Ликой – и понимаем, вот она, идеальная пара, и тут вваливается Леонидик (Артем Ляшенко), разрушая эту великолепную трогательную идиллию. Все что происходит дальше – стремление к этому единственному моменту, когда эти двое героев вместе, и когда им никто не мешает. Но стремление тщетное. Проходят годы, кончается война, на сцене это несколько минут, в жизни четыре года, и вот мы уже видим совсем другого Марата, бодрого, пережившего страшную войну, готового на самопожертвования. Изменились и остальные герои. Лика уже не молодой наивный ребенок, а энергичная девушка, умеющая постоять за себя. И Леонидик уже не дрожащий домашний мальчик, он энергичный целеустремленный человек. И эти образы простроены ювелирно. Вообще, смотрел я на игру актеров, и казалось мне, что над спектаклем работала целая команда профессиональных психологов. Настолько четко подобран каждый жест, каждый взгляд, каждая интонация. Но поскольку в психологов не верю – то честь и хвала и Евгению Писареву и Борису Дьяченко. Добиться, чтобы на третьем курсе студенты так реалистично перевоплощались в людей из совершенно других, далеких от них эпох – дорогого стоит. Волновался перед финальной сценой, когда всем героям уже по 36. Смогут ли? Да! Бог мой! 20-летний Сибряев играл 36-летнего Марата. И мне, 49-летнему, казалось, что Марат меня учит, как надо жить. Притом учит на равных, как учитель. Я верил, что передо мной действительно 36-летний опустошенный человек. И весь этот путь проделан за полтора часа? Невозможно поверить, но факт. И 20-летняя Ляля Анпилогова – взрослая опустошенная женщина. Вроде только что это был ребенок, и вдруг… Я таких встречал. Все таких встречали, но не в 20 же лет… В своем блоге я выставляю спектаклям оценки. От единицы до десяти. Пока что наивысшая оценка (у «Последнего лета» была 9.9). Этот спектакль оценен в 9.99 в периоде… Почему не 10? Отвечу. За полную безысходность финала. Видел я версии Марата, где в финале хочется вздохнуть оттого, что Леонидик ушел, видел, когда, наоборот, хочется выскочить на сцену и задержать его, ибо не будет счастлива Лика с Маратом. Тут третья версия – полное отсутствие хэппи-энда. Леонидик уходит, звучит песня Высоцкого «Белый Вальс». На сцене только Марат и Лика. Но они не танцуют, они даже не смотрят друг на друга. Сидишь, ждешь того момента, когда наконец-то они бросятся друг на друга и сольются в этом едином вальсе, который не смогли станцевать в начале. Но нет… На заднем фоне появляется Леонидик, они оба уходят, и их силуэты сливаются в единое целое… Логично? Да! Выходишь из зала и понимаешь, что режиссер был прав. Стократно прав. Именно так и должна заканчиваться эта пьеса. Но так хотелось чтобы все кончилось хорошо… Был бы спектакль менее талантливым, сыграй актеры чуть хуже, такой бы адской безысходности не было. Но здесь блистательная актерская игра, и от этого безысходность зашкаливает. Нельзя так поступать. Хотя наверное нужно…. P.S. Когда я шел на спектакль – то думал: "Если спектакль окажется великолепным, то начну рецензию с фразы: "Театр Пушкина совершает преступление! Почему до конца мая «Белый Вальс» идет только 4 раза? Надо временно поменять репертуар, пусть «Белый Вальс» идет каждый день, по два раза в день, потому что это надо посмотреть всем". Теперь я посмотрел спектакль. Да, он великолепный. Но свое мнение я изменил. Правильно, что спектакль за два месяца покажут всего 4 раза. Да, его надо посмотреть, надо отдать любые деньги, чтобы туда попасть. Но если его показывать часто, ребята просто сойдут с ума. В своей игре они уже приблизились к грани между гениальностью и помешательством. Еще шаг вперед — и могут просто слететь с катушек. В прямом смысле слова. Потому что так играть каждый день просто нельзя. Это уже близко к пределу эмоциональных и физических возможностей. Но смотреть это надо. Непременно и обязательно. И это первый случай, когда я напишу на спектакль две рецензии – ведь состава два. Сегодня был состав, с Лялей Анпилоговой. Завтра Лику будет играть Кристина Гаспарян. И я снова пойду. Насчет лучшего актера сезона я ответ уже получил. Насчет лучшей актрисы – нет. Ляля Анпилогова – великолепна. Но у Кристины Гаспарян – есть шанс. И завтра будет дан ответ.