Почему регионы не используют все меры в борьбе с пьянством
Как известно, правительство России утвердило Концепцию сокращения потребления алкоголя в стране на ближайшие шесть лет и дальнейшую перспективу. А принятый закон о "наливайках" разрешает субъектам РФ ограничивать время торговли горячительным в точках при многоквартирных домах и рядом с ними. Как эти и другие возможности местные власти используют на практике? Об этом и пошел разговор корреспондента "РГ" с главным наркологом Сибирского федерального округа и Кузбасса Андреем Лопатиным.
Андрей Анатольевич, ситуация в регионах с пьянством, на ваш взгляд, изменилась?
Андрей Лопатин: Трудно говорить за всех. Скажу только, что Кемеровская область наряду с Хакасией и Республикой Алтай, согласно национальному рейтингу от "Трезвой России" за минувший год, отнесена к наиболее пьющим регионам. Удельный вес преступлений, совершенных под градусом, у нас хоть и уменьшился почти вдвое, но по-прежнему выше среднего по стране. В частности, растет число нетрезвых водителей и "пьяных" ДТП. В 2022-м их было зарегистрировано 252, а в 2023-м - 280...
И в чем вы видите причины? Какие меры должны войти в региональную антиалкогольную программу в первую очередь?
Андрей Лопатин: Да все на поверхности. Вот сколько раз уже было сказано, ограничьте продажи спиртного. Но до сих пор даже не определено минимальное расстояние от точек торговли алкоголем до образовательных, культурных, спортивных и медицинских организаций. Классический пример: в Кемерове напротив Государственного университета находится продуктовый магазин, где продается, в том числе, и крепкий алкоголь... Безобразие. Расстояние от учебных заведений до "горячих" точек должно быть не сто, а все триста метров! Такие правила действуют в большинстве субъектов Федерации. Так называемый уровень недожития мужчин по сравнению с женщинами, который мы наблюдаем (а это разница практически в десять лет), процентов на восемьдесят обусловлен именно алкоголем и табаком. Жесткие, серьезные, а я бы сказал, железные ограничения, способны демографические показатели изменить к лучшему.
Ох, свежо предание, Андрей Анатольевич?
Андрей Лопатин: Не скажите. Вот в Якутии, где минимум лет двадцать следуют этому принципу, и преступность снижается, и продолжительность жизни растет. Как, кстати, и в восемнадцати субъектах РФ, где действуют законы, разрешающие муниципалитетам прекращать продажу алкоголя в населенных пунктах. Минздрав Кемеровской области предлагал ввести ограничения по их примеру, но реакции пока никакой. И можно дальше продолжать. Принятый в прошлом году федеральный закон позволяет муниципалитетам право самим устанавливать ограничения по расстоянию до точек продажи спиртного. Кто им воспользовался? Насколько я знаю, такую инициативу у нас проявила лишь администрация одного города Юрги. Особенно ограничения продаж алкоголя должны касаться несовершеннолетних. Мы уже несколько лет бьемся, чтобы в каждом районе и городе появились муниципальные программы, где все эти аспекты были бы прописаны.
Классический пример: напротив вуза находится магазин, где продается и крепкий алкоголь
В Кузбассе в начале марта вступил в силу закон о запрете продажи энергетиков несовершеннолетним...
Андрей Лопатин: А результат? Подростки по-прежнему употребляют энергетики, как и продолжают курить вейпы, несмотря на ограничение их оборота... Надо изъять эти "радости жизни" из оборота в принципе. Только жесткая государственная политика может серьезно повлиять на ситуацию. Вот в магазинах продается так называемое детское шампанское. Что это такое? Формирование нейтрального отношения к ритуалу употребления алкоголя? А по мнению специалистов, ребенку закладывают в голову, что пить - это нормально. Или продажа безалкогольного пива несовершеннолетним, как и его реклама?.. Ну кого мы обманываем? Влечение к алкоголю, желание получить состояние опьянения, напомню, - это биологическое явление. А животная природа человека такова, что если нет контроля, то будучи не в силах отказаться, начинают злоупотреблять, а затем и совершать преступления. Потому ограничения, безусловно, нужны. Кстати, большая часть населения за то, чтобы их ввели.
С начала апреля местные власти получают право регулировать количество точек продажи спиртного в жилых домах...
Андрей Лопатин: У нас иной раз алкогольная точка приходится на несколько сотен человек. А в Норвегии - одна точка на 14-15 тысяч. Чувствуете разницу? Зато у нас 84 процента летальных отравлений алкоголем связаны именно с перепитием. Разве можно, не меняя политику, бороться с "пьяной" жизнью и "пьяной" преступностью? Это равносильно лечению от туберкулеза ребенка, который продолжает жить в сыром и холодном подвале.