"Кардиотомия" по пьесе Семена Злотникова "Пришел мужчина к женщине"
Спектакль не из репертуара РАМТа. В афише театра его не было и нет. На сайте театра информация ограничена фразой «Наши гости». Поэтому пусть будет РАМТ. Содержание пьесы можно описать в одном абзаце: к скучающей немолодой женщине Дине пришел нерешительный дважды разведенный фармацевт Виктор. Она его почти сразу встретила с распростертыми объятьями. У них случился секс, после чего Виктор захотел уйти домой, она некоторое время его не пускала, надеясь, что он на ней женится. Он все таки ушел, она плакала, он вернулся, они счастливы. Никаких резких сюжетных поворотов, никаких коллизий. Сюжет прост как раз два три четыре. Как это можно было на почти два часа растянуть – загадка. Но спектакль вышел великолепный. Начать с того, что «Пришел мужчина к женщине» – хорошо знакомая пьеса для любителей театра. В "Школе современной драматургии" она выдержала 500 с лишним постановок. Там главную женскую роль играла Любовь Полищук, а мужскую – Альберт Филозов. Приятно, что Александр Мурити даже не пытался копировать известный спектакль, а поставил по-своему. (Кстати, почему спектакль назван «Кардиотомия», вообще непонятно – в действе есть только одна проходная сцена, которая имеет хоть какое-то отношение к названию). Но получилась очень экстравагантная, но глубокая комедия. Пьеса была написана в 1989-м году, но в РАМТе она выглядит вполне современно. Да, в спектакле остались атавизмы в стиле того, что героев познакомили общие друзья, герой вызывает такси по телефону, а не через приложение. Но лично у меня сразу сложилось впечатление, что парочка познакомилась где-то на заблокированном ныне «Тиндере». Ведь это не люди из 80-х годов. Это наши современники. Где они еще могли познакомиться, как не в интернете? В "Школе современной драматургии" была тонкая психологическая драма – здесь все просто, вычурно, аллегорично, никакого психологизма нет, его даже не пытаются изобразить. Главная героиня – Изабелла Карсанова – прожженная, циничная, но при этом очень ранимая современная женщина. Она хочет замуж и отлично понимает, что проще всего этого добиться через койку, и чуть ли не сходу пытается туда затащить гостя. Мужчина – Евгений Безбог, толстеющий тюфяк, большой ребенок. Ему и хочется, и колется, поэтому инициатива тут же отдана партнерше. Да, она выглядит достаточно нелепо, не совсем ухоженно, но все равно, есть в ней какое-то внутреннее человеческое обаяние. На протяжении всего спектакля герои выглядят стереотипными. Такое ощущение, что режиссер хотел сделать женщину такой, как ее воспринимает стереотипный мужик, а мужика – как его воспринимает стереотипная женщина. Неслучайно в квартире героини – везде висят бумажки с требованиям к избраннику. Все требования – банальны до безобразия. И пришедший мужик ну никак им не соответствует. Но за отсутствием идеала и такой сойдет. Они – персонажи из соцсетей! Самые нелепые и смешные! Но вот наступает финал. Мужчина уходит, Женщина смотрит телевизор и плачет. Мужчина возвращается, найдя самый дурацкий повод. Происходит простая, но очень трогательная сцена без слов, и вдруг зритель понимает: эти стереотипные плоские с виду персонажи – на самом деле живые. Более того, они созданы друг для друга. Смотрел я эту сцену и мечтал только об одном – закончите спектакль именно ей. Слава Богу – так и получилось! Ни одной лишней секунды! Зрители поплакали, и сразу поклоны. Спектакль удивительно цельный! Сюжет не важен, тут дело в эмоциях, их было в избытке. Несмотря на то, что спектакль показан в РАМТе, он вообще не для молодежи. Им туда точно не стоит ходить. Совсем. Понять суть постановки можно, когда вам за 30. И не важно, в браке вы или нет. Каждый найдет для себя что-то знакомое. Каждый научится ценить своих близких. Одно но! Спектакль очень редко идет. (Во всяком случае, в РАМТе), Может, гости театра играют его где-то на других площадках? Неизвестно. В любом случае – если вам за 30, и будет возможность посетить – идите. Гарантировать, что понравится не могу (читал и резко отрицательные отзывы). Но эмоции будут! Это обещаю!