«В театре всегда есть место чуду!»
Критический осмотр миловидной собеседницы самого что ни на есть интеллигентного вида заставил выдать первую реплику:
– Знаете, а вы ничуть не похожи на Ивана Савельевича…
– Простите?
– На самого знаменитого вашего литературного коллегу – Ивана Савельевича Варенуху, администратора театра «Варьете» из «Мастера и Маргариты»…
Ольга Юрьевна Устинина, главный администратор Ханты-Мансийского театра кукол, рассмеялась:
– Ну, администраторы бывают разные, и у каждого есть свои и сильные, и слабые стороны…
Как найти себя?
– Тогда давайте узнаем о ваших сильных сторонах!
– Вообще-то родилась я в Омске, но вскоре родители переехали в казахстанский Петропавловск. Окончила художественную школу, собиралась стать учителем музыки…
– Хотели преподавать?
– Скорее уж моя мама хотела, чтобы я преподавала: хорошая работа в красивом теплом здании с умными детками… Честно отучилась, а потом поняла, что не педагог. Устроилась работать в Дом народного творчества, но в Казахстане для русских настали тяжелые времена, попала под сокращение, несколько лет не могла найти работу. Выучилась на бухгалтера, пока не осознала, что не бухгалтер. Попробовала себя в предпринимательстве, торговала на рынке химией, быстро прошла путь от продавца до хозяйки торговой точки, а почувствовала, что не бизнесвумен. Главное – вовремя понять, что тебе на самом деле нужно, а что – нет.
Вскоре мама переехала в Радужный, а мне предложила попытать счастья в Ханты-Мансийске. Так в 2000-м году устроилась на работу в Центр ремесел. Очень хотела развиваться, а здесь для того имелись все возможности. Помню, как организовывали первый фестиваль ремесел, как пришлось осваивать первый компьютер, на котором у нас никто не мог работать. Все-таки приятно осознавать свою нужность, и не только своим коллегам, но и в целом нашему округу.
Старания мои заметили, отправили учиться на менеджера в институт культуры, который окончила с красным дипломом. Затем позвали в Театр обско-угорских народов в качестве заведующей труппой и помощника режиссера – видимо, сказалось мое умение договариваться. Через несколько лет ушла в декрет, а в 2008 году Павел Николаевич Потапов предложил мне стать главным администратором Театра кукол.
– Что входит в ваши обязанности?
– Согласование репертуара, определение, какие постановки будут востребованы зрителем, оперативное размещение актуальной информации о театре в мессенджерах и на интернет-ресурсах. Мы занимаемся и организацией гастролей – артисты не должны вариться в собственном соку.
– В общем, можно сказать, что вы отвечаете за коммерческую составляющую работы театра?
– Да. Как говорится, если билеты проданы, то это – заслуга режиссера, если не проданы – то вина администратора. В то же время мы – не коммерческий театр, поэтому можем позволить себе ставить то, что считаем нужным. Коллеги из других регионов более «заточены» на зарабатывание денег.
Артисты работают добросовестно
– В моем представлении «власть» в любом театре принадлежит триумвирату – директору, главному режиссеру и главному администратору. Часто между вами возникают споры?
– А еще – главному художнику. По творческим вопросам разногласий между нами нет, если только в связи с гастролями, организация которых связана с определенными сложностями. А так все решаемо и преодолимо, даже если вдруг какой-нибудь артист заболевает в ночь перед спектаклем…
– Если выезды являются проблемой, так, может, лучше от них отказаться?
– Гастроли и участие в фестивалях – это, прежде всего, профессиональный рост и повышение квалификации. Благодаря им мы знакомимся с новыми трендами, удачными находками коллег.
– По устоявшемуся мнению, в творческом коллективе постоянно происходят какие-то склоки и дрязги. Это действительно так?
– Нет, у нас стекла в пуанты товарищу не сыплют, наоборот, помогают друг другу. Наши артисты работают добросовестно, а мне приятно продавать билеты на классные честные спектакли. Правда, когда на Новый год ставлю в план по четыре елки в день, в коллективе на меня начинают косо поглядывать – уж слишком все выкладываются к последнему спектаклю.
– Что больше всего радует на работе?
– Хорошие постановки. Зрители, которые выходят из зала со светящимися глазами. Когда легко согласовываются все острые вопросы.
– А разве вам самой не хочется выйти на сцену и сыграть?
– Нет, тем более что такой опыт был, на сцену выходила.
Если бы я была министром…
– Теперь давайте пофантазируем. Представьте, что вы – министр культуры, под рукой безграничные возможности и неограниченный бюджет – что бы вы тогда сделали с театром?
– Ну, не уверена, что хочу стать министром. А вообще хотелось бы провести в здании капитальный ремонт и построить хороший зал. Нет, даже два! Надо расширять возможности игровой зоны, но пока не хватает человеческих и материальных ресурсов.
– Все-таки конечный потребитель труда театральных работников – зритель. Но ведь, к сожалению, далеко не все горожане ходят на спектакли!
– Те, кто не ходит, обделяют себя в общении с прекрасным. Многих отпугивает само название «Театр кукол», но ведь мы ставим спектакли не только для детей, у нас и взрослые зрители, бывает, плачут. Некоторые начинают приходить к нам каждые выходные, их не останавливают даже неудобные стулья в зрительном зале.
– Как заставить посещать театр таких замшелых и косных пеньков, как я? Может, заставлять силой?
– Нет. Заманить, в первую очередь посредством благожелательных отзывов коллег или знакомых.
– Как вы тратите свое свободное время?
– У меня его абсолютно нет, я – трудоголик. Сейчас вот взяла несколько дней отпуска, потому что полтора месяца работала без выходных. Что поделать, я очень люблю наших актеров и обожаю зрителей, даже тех, кто пытается пройти в зал с попкорном. Приходится объяснять, что в театре это недопустимо.
– А как же, например, дача – не тянет к грядкам?
– Ни в коем случае, у меня даже цветы не растут! Вообще-то хочу заняться спортом, а пока с сыном Алексеем – он учится в школе – иногда вместе ходим в кино.
– Финальный вопрос – о Ханты-Мансийске…
– Это – моя любовь и мой город! Очень хочется, чтобы он и дальше процветал!
– Может быть, хотите что-нибудь сказать землякам?
– Ходите в Театр кукол, он сделает вас чище и добрее! Однажды, например, у нас случилось чудо. На постановку «Бука» папа привел сына – мальчика лет шести, который никогда в жизни не разговаривал. Несколько раз малыш не мог заставить себя зайти в зрительный зал, а когда все-таки посмотрел спектакль, то произнес первое в своей жизни слово – «Волк». Вот ради таких моментов стоит жить и работать…
Человек, обучающий «детскому мату»