Это не о проститутках. В "Пятом театре" показали дом терпимости с аллюзией на современность
Как и сто лет назад, сегодня есть риск получить не самые лестные отзывы о выбранной теме, о выбранном слоге. "Писать больше не о чем?" - любит вопрошать изысканная и не очень публика во все времена. Это как в меме: "Может, если я буду игнорировать это, оно исчезнет". Нет, не исчезнет. Показать лицемерие общества взялась главный режиссёр "Пятого театра" Людмила Исмайлова. Накануне, 27 марта, состоялась премьера постановки "Яма" (18+) по повести Александра Куприна. Роман, как ещё называют формат произведения, рассказывает о жизни обитательниц и гостей дома терпимости в некой Ямской слободе без оправданий и метафор. В том же "Блеске и нищете куртизанок" Бальзака пороки живут в контексте высшего света и балов, в недавней ленте Лантимоса "Бедные-несчастные" (18+) - изучения и познания. Куприн же на первой странице прямо пишет - проституция. А высоким слогом у него выражаются те, кто делает вид, что борется с этим. Знаю, что многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее от всего сердца посвящаю её матерям и юношеству, - гласит эпиграф за подписью автора. Целью было не наслаждаться грязью, а обличать. Но такую откровенность общество начала ХХ века не оценило, и повесть появлялась тяжело, хотя публичные дома были в общем-то легальны. - На мой взгляд, Куприн достаточно социальный автор, который поднимает общественно важные проблемы. Мы постарались оставить идею о том, что в существовании некой болезни виновата не болезнь, а общество. Не проститутки виноваты в том, что это всё происходит. Есть общество, полное лицемерия. Эти порядочные люди только на первый взгляд порядочные. Первый же диалог в стенах публичного дома - о том, что нравственность почему-то падает, молодёжь почему-то стала какая-то безнравственная (приход надзирателя и его благополучный уход с несколько отяжелевшим карманом, - прим. ред.) . Этим спектаклем мы пытаемся ответить на вопрос, почему, - рассказала режиссёр-постановщик Людмила Исмайлова. В случае Куприна кто-то верит в то, что говорит, продолжает режиссёр. Например, учитель Ярченко в компании студентов говорит, что негоже пользоваться девушками, что виновато общество и вообще педагоги должны быть эталоном. Но когда он остаётся один - почему бы не воспользоваться моментом, раз уж он здесь? Он нравственный, только когда его видят. Конфликт легко экстраполируется и на другие сферы жизни. Естественно, театр ставит спектакли про сегодняшний день. Проблемы общества XIX века нас интересуют в той мере, в какой они остались и сегодня. Да, я считаю, что в обществе много лицемерия и сегодня в том числе. Люди, которые никогда не работали, любят учить работать. Люди, которые никогда не жили на маленькие деньги, очень любят говорить, как это замечательно. Как замечательно отдыхать на даче, говорят те, кто в Куршевеле отдыхает, - пояснила режиссёр. В спектакле занята почти вся труппа "Пятого театра". Материал не то что бы редкий, но когда в основе роман, а не пьеса, дело всё же хлопотливое. С другой стороны, это не Чехов, которого ставили десятки театров, и главная задача - не повторяться. Сценических версий "Ямы" не так много, и в каждом случае это авторское прочтение. В Омске через пластику, слог, музыку, пространство, свет и грим нарисовали образ не весёлого кабаре, а цирка в его переносном значении. - Это некая ювелирная работа. От каждого персонажа важна его пластическая характеристика вплоть до мизинца <…> Зритель, как правило, не видит [предшествующей работы], и это здорово. Но это тот момент, когда актёры находят [то самое движение] и любой жест нужно довести до совершенства <…>. Те, кто знает хорошо театр, приходят на пятый-шестой спектакль, когда он устоится. Как хорошее вино, он должен постоять, - отметил режиссёр по пластике Игорь Григурко. - Образ хозяйки публичного дома сложно складывался. Какая-то сцена получалась, какая-то нет. В голове был образ, что героиня должна быть основательная, циничная. А я достаточно субтильная, во мне такого нет. Но потом я поняла, что цинизм у нее не внешний, а в поступках. Дочку свою она любит, старается для неё, деньги зарабатывает, дочь для неё чуть ли не божничка. А другая девочка [из публичного дома] для неё не человек, а товар, который она продаёт, - поделилась актриса Лариса Чичко, исполнительница роли хозяйки заведения Анны Марковны. Так что, невинны ли эти девочки? Режиссёр призналась, что довольно сложно до конца понять, что имел в виду Куприн. Сейчас всё же другое время. Однако она уверена: не бывает так, чтобы была проституция, равно как и любой другой порок, а все остальные были честными и непричастными. "Не о проститутках", - так заявил театр, анонсируя, о чём же спектакль. Видеосюжет смотрите вскоре в программе " Свободное время " (16+) на телеканале "Продвижение" в Омске. Ранее "Омск Здесь" рассказывал, что режиссёр Людмила Исмайлова возглавила "Пятый" в ноябре 2023 года. Но она уже была знакома омскому зрителю: она представила своё видение романа "Отцы и дети" и постановку "Валентина" . Фото: скриншоты программы "Свободное время" (16+) на телеканале "Продвижение" в Омске