Петербургский режиссер Роман Габриа сочинил оригинальный спектакль "Нос"

На XVII Международном молодежном театральном форуме "М.@rt.контакт", что проходит сейчас в белорусском городе Могилеве, корреспондент "РГ" посмотрела спектакль "Нос майора Ковалева", в основе которого - сатирическая абсурдистская повесть Н.В. Гоголя. Невероятная история, приключившаяся в Петербурге.

Петербургский режиссер Роман Габриа сочинил оригинальный спектакль "Нос"
© Российская Газета

Однажды утром цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в буханке хлеба начинку. Оказалось, что это… нос его клиента - коллежского асессора Ковалева. Как такое могло произойти? Тем временем нос облачился в мундир (!) и стал появляться в светском обществе.

Мистика и фантастика, и в то же время - история поучительная. Жанр спектакля - "необыкновенно странное происшествие". В Гомельском драматическом театре (заслуженный коллектив Республики Беларусь) его поставил известный российский режиссер Роман Габриа, главный режиссер Санкт-Петербургского театра "Мастерская", заслуженный деятель искусств Республики Южная Осетия.

Неожиданное, оригинальное решение: одни артисты озвучивают других. Те, кто на сцене, работают только телом, беззвучно (кроме самого Носа: он говорит своим голосом. Его не озвучивают, только в самом начале - "Добрый вечер", а дальше он выплюнул чужой голос и заговорил сам). Это Майор Ковалев, Цирюльник, Полицмейстер. Актеры в оркестровой яме (Рассказчики) проживают действие голосом. Как на киностудии. Но и Рассказчики время от времени появляются на сцене в образах Гоголя и Дамы в черном.

Художественный руководитель театра Сергей Лагутенко, актер (роли - Цирюльник и Полицмейстер) рассказал "РГ":

- Как оказалось, Роман Габриа ехал к нам с одним спектаклем, который он задумал, сочинил, а во время репетиций все кардинально изменилось, даже в день премьеры появилось какие-то новые правки. Только на генеральных прогонах меня осенило, что наш "Нос" - это такой театральный "Ежик в тумане" Норштейна! Актерское сопротивление было, не скрою. Роман - "горячий южный парень", мы - белорусы с юга… "У вас в голове свой спектакль, у меня - свой, я делаю про другое, - сказал он одной артистке нашего театра. - Если актеры меня понимают, тогда я доволен результатом". Габриа - большой провокатор, в хорошем смысле.

Это первый выезд нашего спектакля из Гомеля. У нас дома не все приняли его на ура, зал неполный. А кто-то восхищен. Если зрители с руганью уходят со спектакля - "мы всё познали", я называю это закостенелостью, нежеланием принимать новое, непривычное, двигаться дальше. Разве театр не должен потрясать? Любыми способами. Спектакль может либо приниматься, либо категорически не приниматься, середина - это Камолетти или Куни.

Прямая речь

Роман Габриа, режиссер:

- "Нос майора Ковалева" - вторая моя постановка в Гомельском драматическом театре. Первой была "Пушкин. Маленькие трагедии" - о судьбе русского поэта. Поэтому с труппой было удивительное взаимопонимание.

Решение спектакля, действительно, необычное. Фантасмагорический жанр повести заставил меня искать симметричное сценическое решение. Чтобы достичь эффекта реальности повести, я предложил одним артистам - тем, кто на сцене, существовать в особой анимационной эстетике. А другим, которые их озвучивают, работать как на озвучании мультипликации. Это был интересный процесс. Мы не сразу смогли освоить этот прием. Но когда получилось, были счастливы!