В Уфе выставка "Из легенд" завершилась встречей с Фирдантом Нуриахметовым
Выставка "Из легенд" одного из самых ярких скульпторов Башкортостана и России заслуженного художника РБ Фирданта Нуриахметова в Нестеровском музее завершилась творческой встречей с автором, который с энтузиазмом рассказал буквально обо всех экспонатах.
У каждого своя история и предыстория. Например, композиция "Из легенд", состоящая из трех объектов, в которых угадываются седла, сделана из камней - обломков парапета. Образы "Молящейся" и "Радуги" навеяны личностью крестной матери. Композиция "Не квадрат" сформировалась достаточно случайно: при плавке бронзы разорвался тигель, и металл пролился в печь, к счастью не вызвав пожара. Скульптор вытащил из печи остывшую массу, где-то отрезал, что-то приварил - и получилось произведение искусства. Две работы посвящены маме, рано ушедшей из жизни. "Для меня она все еще жива, просто переплыла в другой мир", - говорит Фирдант.
Он родился в рабочем поселке Караяр Караидельского района и, хотя давно живет в Уфе, неразрывно связан с родиной. Деревенский быт и труд простых людей для него - не отвлеченная тема. Отголоски этого нашли отражение в арт-объектах. Для создания "Звездопада" пригодились зубья сломанной косилки, а для "Забытой истории" - наконечники багров, используемых при лесосплаве, - это ремесло кормило жителей поселка. После смерти отца, окончив пятый класс, Фирдант тоже трудился на сплаве леса.
- Эта работа прикипела ко мне, стала частью ДНК. Надо было как-то отблагодарить поселок свой рабочий, школу, ребят, старших товарищей. Портрета каждого не сделаешь, многих уже нет в живых, да и сплава тоже. Данный арт-объект можно назвать образом того времени, - объяснил он.
В центре композиции настоящий артефакт - наконечник багра 1960-х годов, вокруг которого десятки других, изготовленных уже по заказу. Этот арт-объект автор переделывал многократно, пока не добился нужного звучания.
- Работаешь, переделываешь, и в какой-то момент сверху тебе приходит не то что озарение, а направление, - говорит Фирдант. - Нужна была какая-то драматургия. Покрашенные багры никак "не работали", а когда появились их тени - все сложилось, работа возвелась в степень. Тут, конечно, сказывается и исторический опыт, и собственный.

Выставка ретроспективная, все экспонаты - из собрания музея. На раннем этапе это были портреты, например скульпторов Николая Калинушкина, Владимира Лобанова, художников Пиросмани, Михаила Назарова, отличающиеся не столько внешним сходством, сколько точным попаданием в характер.
- Я всеядный, работаю и с деревом, и с камнем, и в бронзе отливал сам. Они все разные - металл требует доработки, камень надо рубить, - говорит мастер. - Ощущение внутренней радости появляется после того, как пластическая драматургия перестает принадлежать тебе и начинает жить собственной жизнью.

Он рассказал, что размеры скульптуры может диктовать материал. Например, "Лук Шагали-Шакмана" (так звали предводителя башкирского племени тамьян, возглавившего борьбу против Ногайской Орды) как раз вписался в размер мраморного блока.
Многих интересовало, что символизируют знаки на крыльях ангела, сделанного из дерева. Оказалось, что это "маршрут" профессионального пути, который прошел скульптор.

Кстати, работы Фирданта Салимьяновича, как золотники, "рассыпаны" по всему музею и вне его стен. Это композиция, созданная в соавторстве с Русланом Нигматуллиным, размещенная у входа в зал, два трона во дворе музея и, конечно, памятник Михаилу Васильевичу Нестерову в скверике у особняка Лаптева, за которую Фирдант Нуриахметов в составе авторского коллектива получил Госпремию РБ имени М.В. Нестерова. Кстати, мемориальная доска в честь великого уфимца на стене гостиницы "Агидель" - тоже его рук дело. Совсем рядом, на аллее "Арттерия" среди скульптур, выполненных мастерами из разных стран, есть и Нуриахметовская - "Белая река". Произведения уфимского автора установлены также в парках и скверах Пензы, Ростова-на-Дону, Рязани, Азова, Казани, Москвы, Элисты, Нефтекамске, Кутаиси, Петергофе, Сен-Жорж-де-Кото (Франция) - городах, где проходили симпозиумы современной скульптуры.
Шесть работ Фирданта Нуриахметова находятся в собрании Третьяковской галереи, еще несколько - в Русском музее. Член-корреспондент Российской академии художеств, крупнейший специалист в области советской и российской скульптуры Людмила Марц считает, что в произведениях Нуриахметова "практически стерты грани между мифом и реальностью, между фольклором и аллегорией, между традицией и contemporary art", а существует многослойное прочтение темы, которое и привносит в образную структуру каждого произведения особую драматургию.
