"И приходила женщина"
Волей судьбы оказался я в Баку. И, разумеется, не мог не посетить местный театр. Тем более что почти сто лет назад в нем играли Михаил Жаров и Фаина Раневская (и театр этим очень гордится). Как туда можно было не пойти? К большому сожалению, спектакли там идут один-два раза в неделю. Поэтому выбора у меня не было. В дни моего пребывания смог я попасть всего на один спектакль. Ему уже два года, но постановка знаковая, ведь она ставилась к 60-летию главного режиссера театра Александра Шаровского, и в ней участвовало аж двое народных артистов Азербайджана (Мабуд Магеррамов играл автора, а Фуад Османов бригадира-мафиози). Большая часть труппы именно азербайджанские актеры. Сначала о двух странностях. Почему-то билеты на все места стоили одинаково (независимо от того, первый это ряд партера или последний ряд балкона). Цена не высокая — на наши деньги в районе 800 рублей. Зал был заполнен примерно на треть. Из которых небольшая часть публики — гости столицы. Рядом со мной сидела туристка из Ижевска, которая гостила в Баку вместе с дочерью и маленьким внуком и сбежала в театр для того, чтобы хоть немного отдохнуть от семейной идиллии, а остальные — местные жители. Вторая странность: во время стандартного объявления с просьбой выключить телефоны приятный голос убедительно просил не приклеивать жвачки к креслам в зрительном зале. Очень странно, тем более что Баку, наверное, один из самых чистых городов, которые я когда-то видел. За пять дней моего там пребывания даже окурка на земле не встретил, не говоря уже о более крупном мусоре... Ну да ладно. Кстати, просьба убрать телефоны была полностью проигнорирована публикой. Как только открыли занавес — все сразу похватали мобильники и начали снимать. Билетеры замечаний на эту тему не делали. Но вернемся к спектаклю. Спектакль был посвящен памяти, собственно говоря, Максуда Имбрагимбекова и известного народного художника СССР Таира Салахова, бывшего художником спектакля. Спектакль хоть и на русском языке, но очень азербайджанский. В нем рассказывается о жизни людей в маленьком рыбацком поселке Бугурда в 80-х 90-х годах XX века. И здесь есть всё: и советская реальность, и разборки местных рыбаков с криминальным авторитетом, и свадьба, и любовь, и юмор, и трагедия. По стилистике постановка напомнила мне эстетику театра «Ромэн», только гораздо лучше и интересней. Очень много музыкальных номеров. Но если в «Ромэне» именно на этих музыкальных номерах делается основная фишка (а действие является как бы связкой между музыкальными номерами), то здесь они являются дополнительной иллюстрацией, демонстрирующей дух жизни простых людей. И если вы хотите понять, кто такие азербайджанцы — в первую очередь стоит пойти именно на этот спектакль. Сделаете для себя много открытий. При этом психологической драмы нет. Почти все сцены — плакатны с четким разделением на «Хороших» (их большинство) и «Плохих» (их меньшинство). И это при том, что Ибрагимбеков всегда ювелирно прописывал характеры своих героев. Каждый его герой — цельный, с хорошими и плохими сторонами. Тут — нет. Даже крайне трагичная сцена, когда выясняется, что главный герой, заслуженный рыбак, самый популярный человек в поселке, имеет на стороне ребенка — наркомана, убившего человека, получилась прямо в стиле античной трагедии. С пафосной музыкой, откровенно театральными жестами и очень звонкими речами, в которых нет ни капли реализма. Тем не менее, это вовсе не испортило постановку. Она смотрится весьма органично, и в ней нет даже элементов какой-либо «лубочности». К сожалению, выбор театров в Баку небольшой. Постановки редки. Очень мне хотелось попасть на что-то экспериментальное, молодежное, но увы. Такое хоть и бывает, но далеко не каждый месяц. Главными событиями являются гастроли российских театральных трупп. И, тем не менее, местный театр успешно существует и развивается. Стоит отметить, что театр не является местом исключительно «Русской» тусовки в Баку. Вовсе нет. Большая часть зрителей — именно азербайджанцы, разговаривавшие друг с другом на родном языке. То есть русский театр им интересен. Очень жаль, что местные актеры практически не известны за пределами республики. Актеры достойные, и, конечно, им нашлось бы место в современном российском кино или сериалах. И это подняло бы популярность бакинского театра среди зрителей, как местных так и россиян. В общем, если меня читает кто-то из современных кино-теле режиссеров, то рекомендую обратить внимание на труппу театра имени Самеда Вургуна. Есть из кого выбрать. Конечно, я мечтатель, но очень бы надеяться, что в Баку в будущем будут звать и лучших московских режиссеров. Несомненно, новейшие театральные методы в купе с национальным колоритом превратили бы Русский театр в Баку в один из самых интересных на постсоветском пространстве.