Выдающийся артист Александр Анатольевич Ширвиндт с 2001 года возглавлял Московский академический Театр сатиры, с 2021 по 2024 год был его президентом, но этому предшествовала череда ролей в спектаклях, некоторые из которых благодаря его таланту стали классикой отечественного театрального искусства. Вспомним их..."Безумный день, или Женитьба Фигаро" (Граф Альмавива, 1970)Один из легендарных спектаклей Театра сатиры, поставленных В. Плучеком. Таковым он стал из-за звёздного состава: партнёрами Александра Ширвиндта по спектаклю были Вера Васильева, Андрей Миронов, Татьяна Пельтцер. Роль графа Альмавивы кроме Александра Анатольевича исполнял также и Валентин Гафт, но снятая для телевидения версия спектакля существует именно с Альмавивой-Ширвиндтом — ироничным, находчивым, обольстительным."Маленькие комедии большого дома" (Отец, 1974)Ещё один спектакль Валентина Плучека, состоящий из нескольких разных сцен, описывающих жизнь обитателей большого дома в столице. Одна из сцен называется "Звуковое письмо". Александр Ширвиндт исполняет в ней роль отца, пытающегося поговорить с повзрослевшим сыном. Мы слышим трогательный и полный нежности диалог одинокого, но любящего человека..."Где мы?.." (Клоун, 2018)Не зря говорят, что клоуны всегда грустны... Такого — грустного, но не утратившего чувство юмора клоуна воплощает в этом спектакле Александр Ширвиндт. Действие спектакля разворачивается в сумасшедшем доме, где клоун — самый старший и мудрый из обитателей. С ним в унисон грустит герой Фёдора Добронравова, тоскующий по семейному теплу, набирается опыта и мудрости от старшего коллеги молодой телеведущий в исполнении Александра Олешко... Грустный клоун поддерживает "друзей по несчастью", улыбается им и для каждого находит нужные слова, но остаётся печальным. По стечению обстоятельств, именно в этой роли Александр Анатольевич вышел на сцену родного театра в последний раз. И, вероятно, в жизни был очень похожим на своего героя — ироничного и яркого внешне, но очень спокойного, степенного внутри...