Войти в почту

15 марта 80 лет журналисту, музыкальному критику, музыковеду, театроведу, литератору, драматургу, издателю, либреттисту, переводчику, редактору, теле- и радиоведущему Алексею Васильевичу Парину. Алексей Васильевич — один из самых авторитетных специалистов в области оперного искусства. Огромная аудитория любителей и профессионалов пристально следит за его оценками, впечатлениями, проектами, прислушивается к его экспертному мнению. Парин создал свое пространство на музыкальном ландшафте. Приняв на себя миссию просветителя, в какой-то степени и наставника, он открыл это пространство многочисленной аудитории, которая ширится и полнится. У него множество поклонников, и можно утверждать, что полку любителей оперы благодаря деятельности Алексея Парина в России прибыло! Алексей Парин постоянно предлагает музыкальному сообществу оригинальные идеи и проекты. Журналист, музыковед, редактор, критик Алексей Парин публикуется в СМИ с середины 1980-х годов. Автор более 800 статей, рецензий, музыкально-критических публикаций главным образом об опере, вокальном искусстве, музыкальном театре в российских и зарубежных изданиях, в том числе Frankfurter Allgemeine Zeitung, Stuttgarter Zeitung, Sunday Times, Washington Post, Opera, Opernwelt, Opera International. Возглавлял «Большой журнал Большого театра». Был членом правления Европейской Академии музыкального театра (1995–2001), членом жюри Международной Дягилевской премии. В 2001 Алексей Парин возглавлял жюри фестиваля «Золотая маска» в категории «Музыкальный театр». Теле- и радиоведущий Алексей Парин Вел радиопрограммы «Оперный клуб», «О пении, об опере, о славе», «Клуб Алексея Парина» на радио «Эхо Москвы», «Зарок барокко» на радио «Арсенал», «И музыка, и слово», «Час критики» на радио «Орфей», авторский цикл «Утешение оперой» на телеканале «Культура». Куратор, продюсер Алексей Парин — организатор, куратор, продюсер фестивалей: Sacro Art в Локкуме (Германия, 1995–2004), Фестиваля музыки Александра фон Цемлинского в Самаре и Москве (1996). Организатор постановок, куратор, продюсер оперных премьер в Германии, Франции, России, в том числе: «Антигона» Лобанова (Свердловск, Москва, режиссер Александр Титель), «Елка» Ребикова и «Карлик» Цемлинского (Самара, 1996), «Вишневый сад» Фенелона (Большой театр России, 2010: Парижская опера, 2012); «Игра о душе и теле» Кавальери (Театр имени Сац, 2013, режиссер Георгий Исаакян, спектакль удостоен специальной премии жюри «Золотой маски»), дилогия опер Глюка «Исправившийся пьяница» и «Китаянки» в МАМТе им. Станиславского и Немировича-Данченко (2014, режиссеры Игорь Ледуховский и Георгий Исаакян). Руководил постановкой оперы «Так поступают все женщины» на Людвигсбургском фестивале (1999, режиссер Дмитрий Бертман); поставил как режиссер оперу «Похищение из сераля» в Москве при участии немецких актеров (2000). Драматург, либреттист Как драматург Алексей Парин принимал участие в постановках Дмитрия Чернякова: «Аида» (Новосибирский театр оперы и балета), «Тристан и Изольда» (Мариинский театр), «Борис Годунов» (Берлинская Штаатсопер), «Хованщина» (Баварская опера), «Леди Макбет Мценского уезда» (Немецкая Опера на Рейне), «Дон Жуан» (Оперный фестиваль в Экс-ан-Провансе). Автор либретто опер «Антигона» и «Отец Сергий» Василия Лобанова, «Вишневый сад» Филиппа Фенелона, «Молодой Давид», «Счастливый принц», «Н.Ф.Б.» и «Моисей» Владимира Кобекина, «Ева» Иосифа Барданашвили, «Благовещение», «Слепая ласточка» и «Бестиарий» Александра Щетинского, «Колодец и маятник» Александра Раскатова, «Федра» Сергея Неллера. В 2000 постановка триптиха «Голоса незримого» в театре «Геликон-опера» (художественный руководитель проекта и либреттист Алексей Парин, режиссер Дмитрий Бертман) удостоена премии «Золотая маска» в номинации «Новация». Литератор Свою литературную деятельность Алексей Васильевич начинал как переводчик и редактор. Зная с юности несколько языков, он еще в 1960-х перевел с древнегреческого «Антигону» Софокла. В 1970-х — редактировал более десяти выпусков серии «Библиотека всемирной литературы», составитель антологий зарубежной поэзии. Опубликовал переводы элегий Овидия с латыни, стихотворений О. Голдсмита и Р. Лоуэлла с английского, комедий Менандра с древнегреческого, избранных сочинений А. Эленшлегера с датского, сборник поэзии труверов «Прекрасная дама» и «Французская средневековая лирика». В переводах Парина публиковалась мировая поэзия от Ф. Вийона до П. Целана (многое собрано в сборнике «Влюбленный путник. Западная поэзия в переводах Алексея Парина»), книги Н. Гедды «Дар не дается бесплатно», Дж. Мура «Певец и аккомпаниатор» и Д. Фишера-Дискау «Отзвук былого». Начиная с конца 1990-х, опубликовал около 20 книг в разных жанрах, большинство — в основанном им издательстве «Аграф»: Сборники статей и эссе «О пении, об опере, о славе» (2003), «Фантом русской оперы» (2006), «Европейский оперный дневник» (2007), «Опера – чудо света» (изд. Арт-Волхонка, из серии «О музыке просто», 2019), «Самые знаменитые оперные спектакли» (совестно с А. Макаровой и Л. Третьяковой, 2020), «Оперные города» (2021); Музыковедческие исследования «Хождение в невидимый град. Парадигмы русской классической оперы» (1999), «Новое пение» (2006); Очерки о жизни и творчестве выдающихся артистов: «Елена Образцова. Голос и судьба» (2009), «Важа Чачава — артист и учитель» (2011), Джансуг Кахидзе, человек и музыкант (2013); сборники бесед и интервью «Ты и мы. Беседы с пристрастием» (с Сергеем Бунтманом, 2013) «Басни соловьев. Беседы с музыкантами» (на основе программ на радио «Орфей», 2014), «О прожитом, о страшном, о прекрасном. Русско-немецкий диалог» (в соавторстве с немецким филологом, профессором Инсбрукского университета Марией Депперман, 2019); романы «Хроники города Леонска» (НЛО, 2015), «Слепуны» (2018); повести «Дом семь квартира девять» (2020), «Три дня в Снигирске» (2021); сборник текстов «Талисман. Стихи. Пьесы для пения. Пьеса для чтения. Эссе» (2013). Педагог, просветитель В 1989 в рамках Музея кино основал Московский оперный клуб. Руководил семинаром оперных критиков при СТД. Преподавал в университетах Австрии, Германии, Швейцарии, России. Выступал с докладами в Париже, Страсбурге, Зальцбурге, Цюрихе, Брегенце. Читает публичные лекции на различные темы, посвященные музыкальному искусству. Издатель В 2000 Алексей Парин основал издательство «Аграф», которое специализируется на выпуске книг по искусствоведению, истории, культурологии, философии, филологии, психологии, о деятелях искусства, мемуаров, художественной и образовательной литературы. Значительное место в каталоге издательства занимают книги о музыке и музыкантах, в том числе коллег-журналистов, музыковедов, оперных и балетных критиков. Новые проекты в Московской филармонии В сезоне 2023/2024 Алексей Парин ведет в Камерном зале Московской филармонии абонемент «И музыка, и слово» (5 концертов: «Французское средневековье (XII–XV вв.) Песни крестовых походов», «Возрождение: Италия, Франция», «Англия: Джон Донн. Светские стихи, священные сонеты», «Романтизм: Ангдлия, Германия», «ХХ век: Швеция, Австрия». В сезоне 2024/2025 цикл «И музыка, и слово» продолжится. Алексей Парин — автор и ведущий концерта «Римский-Корсаков гала» к 180-летию со дня рождения композитора 20 марта в Концертном зале имени П.И. Чайковского. Алексей Парин родился в 1994 в Москве. Его отец Василий Васильевич Парин — выдающийся ученый-физиолог, академик, один из создателей Академии медицинских наук в 1944, занимал пост заместителя министра здравоохранения. В 1948 был осужден на 25 лет ИТЛ как «американский шпион». Мать — известный врач-педиатр. Дед по отцовской линии — знаменитый советский хирург. Дед по материнской линии — не менее знаменитый ученый-химик Дмитрий Мильтиадович Марко. По профессии Алексей Парин биохимик: выпускник МГУ, работал в Институте молекулярной биологии АН СССР, защитил кандидатскую диссертацию. С середины 70-х переключился на литературную работу. С 1980-х занимается журналистикой, музыкальной критикой, просветительской деятельностью, продюсированием (главным образом в области оперного искусства и музыкального театра). Лауреат премии «Легенда-2022» Ассоциации музыкальных театров России, премии «Резонанс» за выдающийся вклад в развитие российского музыкального театра. 10 лет назад, в интервью к своему 70-летию Алексей Васильевич рассказывал корреспонденту «МО»: «Я … сменил первую специальность биохимика на вторую — переводчика поэзии, стал членом Союза писателей и успешно на этом пути трудился. Когда вдруг возник период простоя, мне захотелось совершить некое действие в области музыкального театра. Я написал большую статью по поводу условий существования Большого театра и Театра Станиславского — на тот момент главных московских музыкальных театров — и послал ее самотеком в «Литературную газету». Газете она очень понравилась, ее хотели давать на целую полосу, потом она все же сократилась, вышла и стала абсолютной сенсацией. Многие вопросы там я ставил очень остро, и люди, связанные с музыкальным театром, решили, что у меня есть какие-то ходы в ЦК КПСС, иначе статью не разрешили бы. Она действительно произвела сильное впечатление, я около двухсот писем получил, и дальше это стало естественно развиваться. (Статья вышла 25.09.1985 под заголовком “Когда рухнет от аплодисментов Большой театр”. — «МО»). МО | Рассказывая об этой публикации в книге “Фантом русской оперы”, вы резюмируете: “Статья дала мне право стать профессиональным оперным критиком”. АП | Да, потому что люди, профессионально этим занимавшиеся, меня обнадежили, и знакомые музыковеды сказали через некоторое время: “Можешь себя чувствовать профессионалом, ты — наш”. МО | Не смущало ли вас то, что изначально у вас совсем другая специальность? АП | Нет, это вообще сегодня не должно смущать: в большой степени мир состоит из людей, которые по молодости лет получали несвойственное им образование, а потом благодаря самосовершенствованию уходили в другие профессии. Думаю, таких людей очень много» («МО», 2014, № 8–9). С юбилеем, Алексей Васильевич! Многая лета! «МО» Дорогие наши читатели, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово. ПОДДЕРЖАТЬПОДПИСАТЬСЯ «Музыкальное обозрение» в социальных сетях