Войти в почту

Волгоградский музтеатр представил зрителям возрожденный спектакль «Бабий бунт»

Оперетта «Бабий бунт» – одно из лучших произведений популярного советского композитора Евгения Птичкина. Впервые в волгоградском музыкальном театре ее поставил режиссер Юрий Брегер в 1977 году. Затем спектакль возобновился в 2013-м в постановке Игоря Третьякова. Эта премьера – уже третья по счету, но не менее яркая, чем все предыдущие.

Волгоградский музтеатр представил зрителям возрожденный спектакль «Бабий бунт»
© Волгоградская правда

В «мужчинской коммуне»

В основу либретто «Бабьего бунта», созданного драматургом Кириллом Васильевым и поэтом Михаилом Пляцковским, были положены ранние рассказы Михаила Шолохова «О Колчаке, крапиве и прочем» и «Председатель реввоенсовета республики», а в основе его рассказа – греческая «Лисистрата». Так был создан сюжет о некоем казачьем хуторе, где бабы в знак протеста против засилья и всевластья казаков покинули свои дома. Жизнь казаков в нем с этого момента «пошла вертопрахом».

Получилась яркая, колоритная музыкальная комедия в двух действиях. Но в сущности это серьезное произведение. В нем со всей очевидностью поставлены проблемы взаимоотношений женщин с мужчинами, сопровождаемые рассуждениями героинь о нелегкой бабьей доле.

Действие спектакля переносит зрителей почти на сто лет назад, на просторы широкого Дона. Сюжет комедии прост: в казачьем хуторе тихо и мирно текла жизнь – мужики жили как хотели, самогон попивали, да женщин своих поколачивали. Но тут из города вернулась Настя и стала призывать местных казачек проучить своих мужей и женихов за беспробудное пьянство да за унижение. И устроили они самый настоящий бунт, только – бабий: ушли со всем своим домашним скарбом на другой берег Дона. Пусть, мол, казаки без баб жить попробуют! И казаки очень скоро почувствовали свою беспомощность. Даже уху сварить они, оказываются, сами не могут! Поняли мужики, что не так это и просто – еду готовить, стирать белье да за детьми присматривать. И ринулись они вымаливать прощения у покинувших их жен и невест…

Молодость плюс опыт

В спектакле заняты опытные актеры музыкального театра. Экспрессивна в нем Лада Семенова, создавшая на сцене образ Марфы, жены хуторского председателя. Убедителен Андрей Жданов в роли самого хуторского председателя Степана Кошевого. Комичен, как и практически во всех своих ролях, актер Владимир Колявкин, сыгравший роль деда Захара. В то же время, в постановку введен ряд молодых исполнителей. Это, к примеру, актриса Виктория Миллер, перевоплотившаяся на сцене в хуторянку Настю. Геннадий Белугин, сыгравший в спектакле роль Семки, Ольга Русскова, ставшая новой исполнительницей роли Маринки. Ее героиня – молоденькая, незамужняя еще казачка с красивой косой. У нее есть возлюбленный, Семка. Молодой и удалой казак, свернувший по жизни не на ту дорожку. Он связался с взрослыми казаками, набрался от них пренебрежительного отношения к слабому полу. И Маринка учит молодого казака. Объясняет ему, как надо вести себя с женщиной, что сделать для того, чтобы заслужить ее любовь.

«Мы этот спектакль очень долго ждали, – рассказала нам Ольга Русскова. – Тепло к нему относимся, с любовью. Принимать участие в этой постановке – это нам просто в радость, в кайф! Эта история о том, как на Дону казачки проучили казаков за их зазнайство – маленький праздник для женщин и наш подарок им к 8 Марта!»

Актер Геннадий Белугин в этом спектакле, в прежней его постановке, был в составе хора. Мечтал сыграть в нем какую-либо роль.

«И вот моя мечта сбылась! – говорит Геннадий. – Теперь я играю роль Семки. Спасибо главному режиссеру театра за то, что он мне ее доверил».

Андрей Жданов, исполнитель роли хуторского председателя Степана Кошевого, тоже принимал участие в ранних постановках «Бабьего бунта». Роль председателя Степана Кошевого – уже четвертый персонаж Андрея Жданова в этой оперетте за всю его актерскую карьеру. А начинал он с роли Семки.

«Спектакль "Бабий бунт" – это классика советской оперетты, – считает Андрей. – Он, в сущности, не только о проблемах советского времени – он в целом о русской душе. О взаимоотношениях между людьми, о дружбе, о любви. Все важные моменты нашей жизни просматриваются в этом спектакле. Он убеждает нас в том, что женщина – это не только домохозяйка, она тот цветок, который прекрасен и который следует беречь».

«Костер – не костер, если нет огня»

Роль Семки в «Бабьем бунте» в былые времена играл и нынешний главный режиссер Волгоградского музыкального театра, заслуженный артист России Александр Кутявин. Теперь он возродил эту постановку уже как режиссер.

«Что проще – восстановить спектакль или поставить его с нуля?» – поинтересовались мы у Александра.

«Конечно, делать с нуля проще. Ведь в нашем театре работают люди, которые когда-то уже были заняты в постановке «Бабий бунт», играли молодых персонажей. Это требует от нас определенной ответственности, в то же время подросла наша талантливая молодежь».

Как и во всех спектаклях музыкального театра, в «Бабьем бунте» много музыки и танцев, искрометных танцевальных номеров. Над их постановкой работала балетмейстер Елена Щербакова. А уж когда на сцене зазвучала знаменитая песня «Костер – не костер, если нет огня», зрители в зале сами были готовы пуститься в пляс вместе с артистами!

В числе первых зрителей обновленного спектакля «Бабий бунт» была заведующая отделом научно-экспозиционной работы волгоградского областного краеведческого музея Ирина Талдыкина.

«Музыкальный театр – мой любимый в Волгограде! – поделилась с нами Ирина. – "Бабий бунт" – спектакль на тему казачества, а я ведь и сама казачка! Поэтому я получила от постановки истинное удовольствие».

Добавим: оперетта «Бабий бунт» – очень красочная. В ней ярко описан конфликт, назревший в казачьем хуторе между женщинами и мужчинами. В этом конфликте, конечно же, побеждает любовь. И распри казаков с казачками остаются для них позади. Можно не сомневаться, что возрожденный спектакль «Бабий бунт» надолго сохранится в репертуаре Волгоградского музыкального тетра.