В Башкирии ищут гуманные способы решения проблемы безнадзорных собак
Ежегодно на решение проблемы с безнадзорными животными в Башкирии выделяют десятки миллионов рублей. Общественники, чиновники и депутаты обсуждают ситуацию на многочисленных круглых столах. Однако соцсети по-прежнему пестрят сообщениями о бегающих по городам и селам сворах собак и нападении на людей. А недавно получила распространение информация, что в Башкирии, как и в ряде других регионов, планируют разрешить эвтаназию безнадзорных животных.
Проверка слуха
Напомним, летом прошлого года был принят федеральный закон, давший регионам право самостоятельно устанавливать порядок обращения с животными без владельцев. В итоге в ряде субъектов на законодательном уровне разрешили эвтаназию безнадзорных псов и кошек. Так, в Тыве, на Чукотке, в Магаданской области применять эвтаназию можно только к неизлечимо больным и агрессивным собакам. В Забайкалье всех животных ниже 25 см будут выпускать, а тех, что крупнее, продержат до полугода, а потом усыпят. В Бурятии у отловленного пса есть 60 дней, в течение которых его могут забрать старые или новые хозяева, после чего собаку ждет умерщвление. На Алтае принят закон, по которому эвтаназии подвергнут всех собак вне зависимости от размеров и проявления агрессивности уже через 10 дней после отлова. В Астраханской области этот срок - 15 дней.
По мнению депутатов Госсобрания Башкирии, такой подход для нашей республики неприемлем.
- У нас в парламенте даже мыслей об этом не было, не говоря уже о подготовке законопроекта. Мы считаем, что на данный момент необходимо разобраться с принятыми и действующими сегодня на территории республики законодательными актами, попытаться понять, почему они не работают. Ведь выделяются серьезные бюджетные деньги, которые явно используются нерационально, - отметила депутат Госсобрания Башкирии Руфина Шагапова.
Разница в методах?
Сегодня региональные средства через торги в муниципалитетах получают подрядные организации по отлову бродячих псов и кошек. В их обязанности входит не только отлов, но и лечение, стерилизация, вакцинация от бешенства и чипизация безнадзорных неагрессивных животных. После этого их должны выпустить там же, где отловили. По мнению зоозащитников, отловщики не выполняют требования закона, выпуская собак в местах, где нет кормовой базы, а бывает, и за пределами населенного пункта. Волонтеры называют это фашизмом, ведь в итоге животные дичают, становятся агрессивными или погибают. Не иссякают претензии и к методам работы отлова (к примеру, использование удавки), так же как и обвинения в жестоком обращении с животными, а места временного содержания собак называют концлагерями, куда не пускают волонтеров.
У отловщиков своя правда. По словам директора организации "Премьер-Сервис" Муратби Рубжанова, зоозащитники часто, прикрываясь удостоверениями общественных инспекторов Росприроднадзора, ведут себя не лучшим образом. Бывали случаи, когда волонтеры, забравшись в пункт временного содержания, открывали вольеры и выпускали собак на свободу. Это одна из причин, по которой организации отлова не любят приглашать их на свою территорию. Вторая - в отсутствии у зоозащитников прививки от столбняка. Как говорит Муратби Рубжанов, любая собака может сорваться с цепи и покусать гостей, а отвечать придется хозяевам. Да и передать зоозащитникам животных отловы могут только после проведения всех полагающихся по закону процедур (стерилизация, вакцинация и чипизация), и только хозяева имеют право забрать своего питомца сразу.
- Идет настоящая травля людей, которые занимаются отловом животных! Нас называют живодерами и убийцами! На сотрудников нападают на улице, имущество ломают, поэтому наши машины без опознавательных знаков. Мы не хотим, чтобы их кто-нибудь разбил. На протяжении четырех лет я подвергаюсь критике зооволонтеров, хотя им стоило бы за частными приютами лучше присматривать - там много нарушений, - говорит Муратби Рубжанов.
Руководитель компании по отлову безнадзорных животных "Актив" Яна Рудковская отмечает, что ее сотрудников также постоянно оскорбляют зоозащитники, поэтому некоторых из них категорически не хотят видеть в пункте временного содержания. По поводу выпуска чипированных собак в другие районы она отметила, что многих животных отлавливают возле школ и детских садов, а по закону там выпускать нельзя.
Всегда на виду
А вот предложение волонтеров организовать в приютах видеонаблюдение руководители компаний по отлову и зоозащитники поддерживают.
- Поставить камеры в пунктах приема и частных приютах необходимо. Это поможет отследить нарушения и привлечь к ответственности виновных, - считает зоозащитник Евгений Матрос.
По его словам, сегодня в Башкирии частные приюты и те отловы, что хотят пожизненно содержать собак, не получают помощи от государства. А, к примеру, в Приморском крае из бюджета выделяют по 50 - 70 миллионов рублей организации, берущей животных на пожизненное содержание. У приморской компании свой приют с просторными вольерами, рассчитанный на 570 мест.
Зоозащитники считают: для эффективного использования бюджетных средств их необходимо направлять на поддержку приютов, при которых и открывать службы отлова.
- Если мы будем постоянно ругаться друг с другом, ничего хорошего не получится. От этой войны собаки будут только страдать. Сегодня нам нужно создать четкую прозрачную систему по работе с бездомными животными, тогда и ситуация начнет меняться в лучшую сторону, - подчеркнул Евгений Матрос.
Другой путь
Кстати, парламент Башкирии разработал и внес в Госдуму несколько законопроектов в сфере обращения с безнадзорными животными гуманными способами. Один из них предусматривает обязательную стерилизацию домашних животных за исключением тех, кто подлежит селекции. Депутаты подчеркивают, что стерилизация полезна для здоровья питомцев как профилактика хронических заболеваний. Второй законопроект - об обязательном чипировании животных за счет регионального бюджета. Это дешевле, чем содержать собак в питомнике, считают парламентарии. На федеральном уровне данные закинициативы пока не поддержаны.
Мнение
Дмитрий Стрельников, руководитель центра реабилитации диких животных "Пин и Пуф", общественный инспектор Росприроднадзора:
- Я плохо отношусь к службе отлова и их работе, но еще хуже к тем зоозащитникам, которые не хотят решать с ними вопросы законными методами, прикрываясь удостоверениями общественных инспекторов Росприроднадзора. Потому что общественные инспекторы в первую очередь должны заниматься проблемами дикой флоры и фауны, а большинство тех, кто получил в последние пару месяцев удостоверения, об этом забывают.
Степан Полянский, неравнодушный уфимец:
- Мы создаем благотворительный фонд и уже помогаем приютам и волонтерам. У нас много претензий и к зоозащите, и к отловам. Когда муниципалитет на аукционе определяет подрядчика по отлову, нельзя забывать, что у любой услуги есть рыночная цена, которая не может быть ниже себестоимости. Если выигрывает компания, предложившая нереально низкую цену, нужно понимать: это будет живодерский отлов и, по сути, распил бюджета. Ответственность должна ложиться не только на подрядчика, но и на главу муниципалитета, который не додумался провести запрос цены котировок вместо открытого аукциона.
Виталий Давыдов, волонтер:
- Причина появления бездомных животных - человек. Какими бы методами мы ни боролись с этой проблемой, завтра на улице окажутся тысячи других собак. Потому что хозяин остается безнаказанным. Показательный пример случай в деревне в Самарской области. Ее жители устроили самосуд и массово отравили уличных собак после нападения псов на 11-летнего мальчика. Только вот напали на него домашние кане-корсо и немецкая овчарка, а их хозяева остались безнаказанными.
Да и у нас по Максимовке под Уфой сворами бегают и нападают на людей домашние псы на свободном выгуле, а не трусливые бездомыши. Но виноватыми опять делают последних.
Цифра
79 миллионов рублей ежегодно направляют в РБ на решение проблемы бездомных животных.