Войти в почту

В Омске после спиритического сеанса разоблачили медиума

Визионеры и прорицатели из пьесы Льва Толстого поселились на сцене Омской драмы в премьерном спектакле "Плоды просвещения" (16+). Привет, Я Даша - автор рецензии. Если кратко, новая премьера Омской драмы "Плоды просвещения" мне не понравилась. Спектакль показался слишком сумбурным, оставляющим странное послевкусие, эмоциональный расфокус, и даже яркие актёрские работы и юмор ситуацию не спасают. Но! Я не люблю поверхностные оценки, сколько людей, столько и мнений, и хоть воплощение истории мне показалось не самым удачным, здесь можно накопать очень много интереснейших инсайтов, актуальных в наше время технологий. Например, как связаны спиритические сеансы и интернет, Толстой и Эйнштейн, и при чём тут пресловутые плоды просвещения? Если вы готовы копнуть всё это вместе со мной, приятного чтения! Кажется, Лев Николаевич Толстой в стенах Омской драмы молчал слишком долго. Последняя постановка "Жизнь" по его повести "Смерть Ивана Ильича" снята с репертуара в 2021 году, до этого - четверть века назад режиссёром Владимиром Петровым был поставлен "Живой труп". И вот сейчас великий мастер эпопей ворвался на главную театральную сцену города с неожиданным сюрпризом - комедией! "Плоды просвещения" - неизвестное широкому читателю произведение, которое ставится сегодня совсем редко, а написал его Толстой для домашнего спектакля, в котором должны были играть родные и друзья писателя. - Плоды просвещения - афоризм, означающий знания, которые не идут кому-либо впрок. С первой секунды занавес Омской драмы открывает суматоха и балаган. Режиссёр Георгий Цхвирава вплетает в ткань спектакля, казалось бы, несовместимое: проблемы крепостных из 19 века, сеансы спиритической магии, ковид, дикие танцы, Альберта Эйнштейна, одного несчастного курьера, шаманство и даже щепотку стимпанка. Но что вообще здесь происходит? Как ниндзя-служанка барина обманула Сюжет спектакля простой - крестьяне после отмены крепостного права пытаются выкупить у своего помещика землю. Он, конечно, не даётся: химичит, заламывает непосильную цену - зачем попусту терять своих "обязанных" и их денежки? Между тем дом барина Звездинцева (Александр Гончарук) отравлен европейскими плодами просвещения - все вокруг помешаны на новомодной штучке - спиритических сеансах. Этим и пользуется предприимчивая служанка Таня (Мария Токарева). Бойкая девчушка из деревни сразу проникается к мужикам симпатией и разворачивает целую миссию по спасению положения. В ниндзя-комбинезоне подстраивает спиритические чудеса, обманом и ловкостью рук выуживая у барина заветную подпись. Примечательно, что восприятие главной сюжетной линии появляется только во втором действии. Потому что даже в небольшой комедии проклёвывается размах толстовской эпопеи. Здесь так много персонажей со своими заморочками, голосом и характером, что в этой чехарде постоянно сменяющихся сцен удержать фокус внимания на главной теме удаётся только большим усилием ума. Местами приходит понимание, что это всё-таки комедия, персонажи шутят, кривляются, паясничают. Хотя основа, конечно, глубоко трагическая – два мира, между которыми пролегает пропасть. Немытые, заморенные трудом крестьяне, пытающиеся выбить свободу, чтобы просто выжить, и вычурные, недалёкие аристократы, коротающие время за самообманом и иллюзиями (и ещё, о ужас, едят в постели!). Эйнштейн-Толстой и 33 несчастья Несчастный артельщик из магазина (Степан Дворянкин) с современным рюкзаком доставки за спиной и платьем от Бурдье в руках весь спектакль пытается отдать заказ хозяйке и получает отворот. На неудачливого буфетчика Якова (Артём Ильин) сваливается вся грязная работа в доме, пока он терпит пинки от самовлюблённого лакея Григория (Игорь Костин). Сам барин Звездинцев не очень-то интересуется земельными делами и все силы тратит на то, чтобы отыскать подходящего для сеансов медиума. Его супруга Анна Павловна (Екатерина Потапова) сходит с ума от угрозы микробов, поэтому в доме постоянно снуют облачённые в ковидные скафандры дезинфекторы. Помещичья дочка Бэтси (Ольга Беликова) и её учительница музыки (Мария Макушева) исполняют новомодные треки на фортепиано, один из которых, самый бодрый, и стал заглавной музыкальной темой спектакля. И это описание лишь семи персонажей, а в самом спектакле задействовано не меньше 30 артистов, попробуй тут удержи фокус внимания на их 33 несчастьях! Здесь даже мудрец-Эйнштейн есть (неузнаваемый за седым афро и очками Олег Теплоухов, и, пожалуй, самое удачное открытие спектакля). В конце истории именно он разрулит ситуацию своими софистическими умозаключениями о природе спиритизма и почти под занавес и хохот зала вынесет вердикт "Да, далеки мы ещё от Европы". Возможно, это сам Лев Николаевич прокрался во вселенную своего произведения, потому что на афише спектакля (где великий писатель показывает зрителям язык), очевидно, угадывается аллюзия на то самое фото Эйнштейна. А из ручного дезинфектора на программке разве не льётся всё тот же свет "плодов просвещения"? Одна из главных героинь, Анна Павловна Звездинцева, как будто бы не до конца понимает значение всех медицинских ритуалов, которые требует проводить для дезинфекции, чем мучает всех домашних. Ей просто так спокойнее. Здесь, вероятно, предлагается порефлексировать на тему того, как мы сами намучались в ковидные годы с масками, санитайзерами и социальной дистанцией. Плоды просвещения 21 века Проблема отмены крепостного права, конечно, уже утратила свой масштаб в сознании давно свободных людей. Осознать её под призмой каких-то современных нам "болей" можно, разве что, опираясь на вечный конфликт богатых-бедных. Так что молодому поколению понять этот финт спектакля, вероятно, будет трудно. Хотя именно молодёжь в спектакле (служанка Татьяна, сын и дочь помещика, учительница музыки и их приятель Петрищев) облачены в современную одежду, которая может символизировать их лояльность к новым кульбитам истории, в то время как старшее поколение сильнее держится за прошлое. Так, например, Звездинцев-младший (Егор Уланов) щеголяет в стимпанковских очках и кожанке, в то время как его отец носит классическую для того времени одежду, а потом и вовсе ударяется в какое-то шаманство, надевает балахон и берёт в руки бубен. Модное для того времени повальное увлечение спиритическими сеансами для ясности можно сравнить с манной небесной нашего века - интернетом. Тогда визионеры, прорицатели и проводники всех мастей почти создали новую религию, в основе которой лежала вера в жизнь после смерти и возможность общаться с душами умерших. Умнейшие, богатейшие и талантливейшие люди своего времени убивали время теперь не только за карточными сессиями, у них появилась возможность с головой погрузиться в новую массовую фантазию, увлекательный и красивый мир сказок, неизведанных путей. Приглушённый свет от свечи, адреналин в крови, в пустоту перед собой, наполненную духами прошлого, можно отправить любой запрос… Ничего не напоминает? Метафизическое воплощение интернета, похоже, мы отчаянно жаждали этот инструмент, даже когда сами этого не могли осознать (о, великий и могучий GPT, утоли все мои чаяния!). Через свою комедийную пьесу Толстой критиковал высшее сословие современников за праздность и лень. Он сам участвовал в таком спиритическом сеансе, кстати, именно это и натолкнуло его на идею пьесы. Толстой считал, что если в основе развития, просвещения, прогресса не будет нравственной основы, то это "не было и никогда не будет просвещением, а будет всегда только затемнением и развращением". Таковы его законные "плоды". Технологический прогресс подарил нам гаджеты, интернет, почти безграничные возможности информационного просвещения. Но сколько из нас на самом деле используют их по назначению? В 19 веке прогресс косвенно породил такую пустую безделицу, как спиритические сеансы. А у нас сегодня есть "Тик-Ток", те же плоды просвещения, и мы все так же ими травимся. Фото предоставлено Омской драмой, Андрей Кудрявцев

В Омске после спиритического сеанса разоблачили медиума
© Омск Здесь