Премьера оперы Щедрина «Не только любовь» (6, 7, 8 марта 2024, МАМТ)
6, 7 и 8 марта в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко состоится премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в постановке Евгения Писарева. Идея проекта принадлежит главному дирижеру МАМТ Феликсу Коробову, он же является музыкальным руководителем спектакля. Художник-постановщик – Максим Обрезков. Художник по костюмам – Мария Данилова. Щедрин написал свою первую оперу «Не только любовь» в 1961 на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. Действие произведения происходит в советской колхозной деревне спустя 10 лет после окончания Великой Отечественной войны. В основе сюжета лежит история главной героини – председателя колхоза Варвары Васильевны, оказавшейся перед выбором между чувством и профессиональным долгом. Сам Щедрин называл свое произведение «колхозным “Евгением Онегиным”». Подобно «Евгению Онегину» Чайковского, опера Щедрина имеет жанровый подзаголовок «Лирические сцены». Как и в «Онегине», лирический, бытовой и драматический элементы в этой истории тесно переплетаются друг с другом. Музыковеды часто соотносят сцену объяснения Онегина с Татьяной и сцену с Варварой и Володей в конце спектакля. «Не только любовь» стала одной из главных тем в дискуссиях музыкальных критиков 1961 года. После премьеры оперы в Большом театре предполагались еще 4 показа, однако они были заменены оперой «Травиата». Попытка реформировать советскую оперу, по словам самого Щедрина, была преждевременной. В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко опера «Не только любовь» была впервые поставлена в 1981 дирижером В. Кожухарем и режиссером О. Ивановой. Оформил спектакль Сергей Бархин. Главный дирижер театра Феликс Коробов давно мечтал поставить произведение Щедрина целиком: «Внутри этой оперы, которая идет около двух часов, заложен громадный спектр эмоций, чувств, разных сюжетных линий, спектр от иронии, шуток и настоящего искреннего надрыва до большой трагедии. Мы погружаемся в пучину страстей оперы, в этот своеобразный клубок не менее сильных страстей, чем тех, что описаны в “Леди Макбет Мценского уезда”». Режиссер грядущей премьеры Евгений Писарев – художественный руководитель Московского драматического театра им. Пушкина. Окончил Школу-студию МХАТ в 1993 году, после выпуска был принят в Театр им. Пушкина. С 1996 работает как режиссер. С 2007 по 2010 год был помощником художественного руководителя МХТ им. А.П. Чехова Олега Табакова. В июне 2010 года назначен художественным руководителем Театра им. А.С. Пушкина. В 2013 году в качестве приглашенного режиссера поставил оперу Россини «Итальянка в Алжире» на сцене МАМТа. В Большом театре Писарев поставил «Свадьбу Фигаро» (2015), «Севильского цирюльника» (2018), «Мазепу» (2021) и «Адриану Лекуврер» (2023). Последний спектакль был отмечен Премией «МО» 2023 как лучшая оперная постановка. Мюзиклы Писарева «Шахматы» в МДМ (2020) и «Кабаре» в Театре Наций (2021) стали большими художественными событиями, второй из них принес режиссеру «Золотую Маску». Евгений Писарев о спектакле: «Конечно, главное, это лирическая история о несостоявшейся любви. Об изломанности души сильных людей. Люди эти изломаны войной, задушены жестокой реальностью колхозного быта. И тем не менее, гармоничны и полны желания жить и любить». При создании декораций Максим Обрезков использовал в оформлении «фирменный» синий цвет Музыкального театра, условно объединив таким образом зрительный зал со сценическим пространством. В основу визуального решения костюмов, по словам Марии Даниловой, легла «романтика „неудачливого“ послевоенного колхоза, поэзия травм после Второй мировой войны, но в то же время поиска любви, страсти и нежности». Источниками вдохновения стали фильмы «Дело было в Пенькове» и «Космос как предчувствие», а также подлинные фотографии того времени. Главные партии на премьерных показах исполнят Наталья Зимина, Владимир Дмитрук, Лариса Андреева, Кирилл Матвеев, Элеонора Макарова, Мария Макеева. «МО» Дорогие наши читатели, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово. ПОДДЕРЖАТЬПОДПИСАТЬСЯ «Музыкальное обозрение» в социальных сетях