Киров – Вятка – Хлынов. Памятливый город.
"...Пролетает коршун и кричит: "Кылно-кылно" Для начала – немного исторических сведений или мифологии, успешно заменяющей их для затерянных в веках событий. Итак, согласно общепринятой версии, город возник (во всяком случае, был "замечен" летописцами) в 1374 году. Есть и альтернативная версия, по которой город основан аж в 1181 году. Если она справедлива, то нынешняя столица вятского региона лишь немногим младше Москвы. Однако же город, который возник близ реки Вятки, назывался не так, как сегодня. Он был Хлынов. Загадочное название объясняют сразу несколько преданий. Эти края испокон веков населяли удмурты. Их топонимическая легенда связывает имя города с криком птиц, который переводили на русский язык как "хлы-хлы". По-удмуртски же птичий клич звучит несколько иначе: "...Пролетает коршун и кричит: "Кылно-кылно". Вот сам Господь и указал, как назвать город: Кылнов". Троицкая церковь в Макарьевской слободе Вятки (теперь черта города Кирова). Между прочим, удмурты до сих пор называют Киров Кылно или Ватка. Созвучно с Кылно и марийское наименование областного центра: Ильна. И татарское Колын. Но русские поселенцы звали город Хлыновым, и это породило другую вариацию на тему названия, так сказать, гидротехническую. Мол, городу дали имя речки Хлыновицы, впадающей в Вятку. А речушка оказалась так названа, когда прорвало доморощенную плотину: вода хлынула через неё, и наши предки присвоили потоку имя Хлыновица. Наконец, еще одна версия производит "Хлынов" от диалектного хлын — "речной разбойник". Логично: где реки, там и суда с товаром, а где купцы, там и лихие людишки… В Хлынове, как положено городу в средние века, был каменный кремль, оборонное сооружение. Говорят, что кое-где еще видны руины хлыновского кремля. Но сколько бы мы их ни искали в прошлом году в центре города, всё без толку. Прохожие сочувственно говорили нам, что хлыновский кремль – это еще одно предание. Возможно, это все, что осталось от Хлыновского кремля. В 1780 году, в пору екатерининского Генерального межевания (оставившего городу идеальную геометрическую планировку в историческом центре), Хлынов официально переименовали в Вятку. У этого топонима тоже уйма толкований. До революции этнографы считали, что он произошёл от названия группы удмуртов, жившей на этих территориях: Ватка. Оно, якобы, пошло от слова "вад" — "выдра, бобёр". Схожа с этим предположением и версия, что Вятка пошла от самоназвания летописного народа вяда (так в старину именовали чувашей). Ну, а сегодня языковеды считают, что название Ватка попросту пошло от реки Вятка. Любопытно, что с восточнославянским племенем вятичей слово Вятка серьезные ученые не связывают. Вятичи – на самом деле вятчане, и они не заходили на восток так далеко. Некоторые толкователи считают, что реку Вятка назвали по древнерусскому слову вяче – "больше". Первыми из русичей эти края заселили новгородцы. Они шли с севера по рекам, из которых Вятка оказалась наибольшей. К периоду существования под именем Вятки относится большая часть старинной застройки Кирова. Поверьте, среди этих зданий есть настоящие архитектурные чудеса. Стела на Театральной площади в честь екатерининской застройки города. А в 1934 году, после убийства видного государственного и партийного деятеля Сергея Мироновича Кирова, уроженца Уржума Вятской губернии, городу присвоили его фамилию в качестве названия. Вообще-то первыми с такой инициативой выступили жители Уржума. Но областное руководство настояло на наименовании в честь Кирова главного города региона. Их не смутило ни то, что в самой Вятке Сергей Миронович никогда не бывал, ни что, что от рождения он был Костриков. Киров – псевдоним, который революционер взял по примеру многих своих товарищей. Правда, те в основном скрывали иудейские либо дворянские фамилии… Природный русак Костриков, казалось бы, не должен был стесняться своей рабоче-крестьянской фамилии. Тем не менее, он все же переименовался в Кирова, и биографы до сих пор спорят, откуда взялась эта звучная фамилия. Большинство склоняются к имени античного хана Кира, которое означало "владыка". Да, город Костриков выглядел бы на карте не так серьезно… Памятник Сергею Кирову на Октбярьском проспекте. Надо отметить, что в самом городе в большем ходу название "Вятка", чем "Киров". Многие культурные институции города называются не кировскими, а вятскими: Вятский художественный музей , Вятский палеонтологический музей, Вятский государственный университет (и другие вузы тоже "Вятские"). Правда, старейшая сцена области – все же Кировский областной драматический театр (имени выдающегося театрального деятеля С. М. Кирова). Драмтеатр имени Кирова. Но главное – что жизнь на земле нынешней Кировской области кипела задолго до того, как здесь поселились удмурты, пришли новгородские купцы и "хлынула" вода в речку Хлыновицу. И даже задолго до того, как появились люди. В 1933 году неподалёку от кировского райцентра Котельнич, на правом берегу реки Вятки, гидрогеолог С. Г. Каштанов обнаружил два прекрасно сохранившихся скелета парейазавров — древних парарептилий. Примерно так выглядели парейозавры. Годом позже под Котельнич прибыла научная экспедиция. Она выявила и другие останки парейазавров. С тех пор в этих местах не прекращались раскопки, и количество обнаруженных фрагментов тел парейазавров, живущих в конце пермского периода, почти 300 миллионов (!) лет назад и не оставивших современных "потомков", превзошло все ожидания. Сложился термин "Котельничское местонахождение парейазавров" — на данный момент одно из крупнейших в мире местонахождений первых парейазавров. На основе тамошних находок родилось два культурных явления современного Кирова: Вятский палеонтологический музей с прекрасными реконструкциями "милых зверюшек" и мем "Вятка – родина динозавров". В подтверждение последнего в Кирове построен игровой парк с динозаврами. В Вятском палеонтологическом музее. Памятливый город Богатая история Хлынова-Вятки-Кирова оставила множество следов на его улицах. Имею в виду не только неплохо сохранившуюся историческую застройку примерно от XVIII до начала ХХ века, но и памятники в прямом смысле слова. Хочется скаламбурить, что Киров – очень памятливый город. Монументы поставлены не только в честь отдельных людей, но и в память исторических явлений и процессов. Так, во время пешеходной прогулки можно "встретить" братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых, Фёдора Шаляпина , чей путь к славе начинался в Казани, но родился-то он в Вятской губернии, революционера-террориста Степана Халтурина, тоже выходца из вятской деревни, маршала Ивана Конева и Сергея Мироновича сразу в двух экземплярах. Более помпезный памятник стоит на Октябрьском проспекте. Более скромный – на площади имени И.И. Лепсе, на заводской окраине города. При этом у данного монумента любопытная история. Он "старше" центрального, установлен в 1957 году по инициативе директора завода им. Лепсе А. С. Большева, который нашел эту фигуру на московской ВДНХ. Её автором был известный скульптор Николай Томский, а статуя представляла собой авторскую копию известного памятника Кирову на одноименной площади Ленинграда. Таким образом, в Кирове оказался практически столичный монумент. И я уж молчу о большом количестве мемориальных досок на зданиях. И о стелах, посвященных истории города, на Театральной площади. На них воспроизведены увеличенные копии архивных документов. Памятник Федору Шаляпину. Безусловно, интересны и наполнены особым смыслом памятники людям, подвизавшимся в Кирове и отметившимся перед ним особыми заслугами. Прежде всего надо назвать святого Трифона Вятского. Это местночтимый святой Вятской земли и Пермского края, архимандрит, основатель и настоятель Вятского Успенского Трифонова монастыря, заложенного в 1580 году. Именно этот церковный деятель постриг в монахи Григория Отрепьева, который впоследствии выдавал себя за царевича Дмитрия и даже правил Россией под именем Дмитрия I. Величественный комплекс Успенского Трифонова монастыря – одна из жемчужин Вятки. Его главное украшение, Свято-Успенский кафедральный собор, возведен в 1689 году. Его пять куполов видны почти с любого конца города. Успенский Трифонов монастырь, вид с набережной. А уже в новое время, в 2015 году, в Кирове поставили архитектурный ансамбль в память Трифона Вятского в знак благодарности за его вклад в духовное развитие Вятского края. Деньги на памятник собирали всем миром. Композицию работы кировских художников В.А. Бондарева и К.И. Коциенко установили в сквере на перекрестке улиц Московской и Ленина. Она состоит из бронзовой фигуры Трифона Вятского в монашеском одеянии с Успенским собором в руке. Так в православной традиции изображают святых, заложивших храмы либо обители. Святой стоит в полный рост, а в левой его руке – лист пергамента с надписью: "Молю, братия моя, любите чистоту душевную и телесную". Рядом со статуей Трифона располагается Стена Памяти Вятки: трёхчастный иконостас из железа, на котором изображены восемь соборов, находившихся на территории Вятки. Трифон Вятский. Уточнение важное: до наших дней не все они дошли. Иные взорваны в "безбожное" время, подобно Александро-Невскому собору, который ссыльный архитектор Александр Витберг построил по собственному проекту Храма Христа Спасителя в Москве. Его так и не восстановили. Как и некоторые другие храмы, например, церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Поклонный крест на месте Феодоровской церкви. А иные объекты духовной жизни при Советах резко изменили "предназначение". Больше всех, пожалуй, "не повезло" Преображенскому женскому монастырю и примыкающей к нему Кафедральной площади. Последняя была старинным торжищем города Хлынова, шумевшим близ стен кремля, точно Красная площадь в столице. Но её превратили в место проведения массовых мероприятий и, по примеру Петрограда и Москвы, захоронили на ней участников Гражданской войны (разумеется, "красных"). Территорию прозвали "Площадь Большевиков". Рядом разбили площадь имени Степана Халтурина. А в стенах монастыря устроили "рабочий городок", общежитие сотрудников Кожтреста. Для их физического развития и здорового досуга по соседству… обустроили стадион, который позже перешел спортивному обществу "Динамо". Так что теперь одно из помещений спортобщества "Динамо" располагается в здании, "культовую архитектуру" которого скрыть невозможно, даже с золотыми куполами. Такого я ни в одном городе ещё не видела!.. Стадион будет праздновать свое столетие в следующем, 2025 году. Спортивное общество "Динамо". Киров чтит память еще одного "революционера" – которого мы, правда, знаем больше как писателя, и это заслуженно. Я имею в виду Александра Гриневского (Грина) . Он родился 23 (11) августа 1880 года в городе Слободском Вятской губернии, куда был сослан его отец Стефан Евзибиевич Гриневский, шляхтич из Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи, за участие в "польских волнениях". 20 лет Стефан Гриневский был бессрочно сослан в Колывань Томской губернии. Позже ему разрешили переехать в Вятскую губернию. Здесь Стефан осел насовсем, дважды женился. От первого брака с Анной Лепковой произвел на свет четверых детей, Александр старший. Дом-музей Грина. Перебравшись в Вятку, семья арендовала одноэтажный каменный дом с мезонином у крестьянина А.Г. Морозова. Здесь умерла от туберкулеза мама, и отец повторно женился. У Александра не сложились отношения с мачехой, и он ушел сначала из дома, поселившись отдельно от отца, а потом и из Вятки, которую называл "болотом предрассудков, лжи, ханжества и фальши". Однако город, который так не любил создатель "Алых парусов", отнёсся к нему куда более уважительно. В бывшем доме Морозова 23 августа 1980 года к столетию со дня рождения писателя открыли Музей А.С. Грина и литературного краеведения, филиал Кировского областного краеведческого музея имени П. Алабина. В настоящее время домик признан памятником истории и культуры федерального значения и буквально с сегодняшнего дня, 20 февраля 2024 года, находится на реставрации. Бюстовый памятник писателю. На набережной, носящей имя Грина, установили ему памятник работы тех же скульпторов Бондарева и Коциенко, что увековечили Трифона Вятского. Бюст своеобразен: слишком молодцеват и красив для Грина, проведшего жизнь в нужде, лишениях и взаимном непонимании с социумом. Вероятно, авторы хотели изваять не столько портрет Грина, сколько романтичный образ его лучшей прозы. Памятник жертвам политических репрессий. Киров хранит память как о революции, так и о её, скажем так, последствиях. На набережной Грина красуется памятник жертвам политических репрессий – и то, что этот знак установлен в самом сердце города, кажется очень уместным и благородным. Ведь Вятский исправительно-трудовой лагерь, в просторечии ВятЛаг, по официальной аббревиатуре К-231, был одним из гигантов в системе исправительно-трудовых лагерей ГУЛАГа. Территория учреждения частично заходила даже в Коми АССР; в нём содержалось по 15-20 тысяч заключённых. Оно существовало с 5 февраля 1938 года до 1990-х годов, подчинялось Главному управлению лагерей лесной промышленности НКВД СССР. То есть ВятЛаг был одним сплошным лесоповалом. Поставки леса, на протяжении многих десятилетий сплавляемого по водам Вятки, привели к экологической если не катастрофе, то казусу: на вид широкая и полноводная, Вятка в городе и его ближних окрестностях местами не глубже человеческого роста. Местные говорят: ил затянул топляк, река сильно обмелела. Да ведь и сегодня по Кировской области разбросаны учреждения известного профиля, с номерами… Лидирует по их количеству город Кирово-Чепецк. Это мы выяснили от сотрудника ФСИН, с которым свели знакомство во время отдыха. Обмелевшая Вятка. Чтобы не завершать знакомство с кировскими памятниками на скорбной ноте, скажу, что этот город богат модной нынче уличной скульптурой. Среди них выделяются фигуры, имитирующие знаменитую дымковскую игрушку . Это композиции "Место встречи" (произведение скульптора Людмилы Леденцовой, установлена летом 2015 года) и "Семья" (детище уже знакомого нам дуэта скульпторов, существует с 2010 года). Считается, что прикосновение к членам "Семьи" приносит счастье тем, кто мечтает о счастливом браке и деторождении. Обе скульптурные группы расположены на главной пешеходной улице города Спасской. "Место встречи". "Семья". И, конечно, есть в городе несколько памятников героям, точнее, героиням Александра Грина – "Бегущая по волнам" и "Ассоль" в парке имени Кирова. Ассоль . А в Музыкальном сквере на пересечении улиц Спасской и Дерендяева к 640-летия города 1 июня 2014 года, открыли скульптуру "Рояль" в виде означенного инструмента. Она является подарком друзей из города Кирова народному артисту РФ Дмитрию Маликову (хотя тот вовсе не вятчанин, а родился в Москве). И еще в Кирове есть целых выводок "вятских кикимор". Путешествие от одной к другой составляет забавный квест. Каждая из кикимор "запрограммирована" на какое-то доброе качество – любовь, богатство, удачу и т.п. Кикимора "Богатство". Да забыли про овраги… Питейный дом. Хотя сегодняшний Киров, как уже говорилось, совершенно "клетчатый" по планировке, все же в нём от средневекового Хлынова остались два оврага, слегка нарушающие ровное расположение улиц и тем придающие обаяние городскому пейзажу. Один из них – овраг Засора (название говорящее, бурелом там невероятный!) близ Казанской улицы, отделяющий от более поздней застройки пространство Хлыновского посада. На углу нынешних Казанской и Спасской улиц, над оврагом, стоит здание XVII века "Питейный дом с подвалом", в новое время превращенное в Музей вятских народных промыслов. Вид на Александровский сад. Раздерихинский овраг проходит несколько поодаль, за Александровским садом, центральной и старинной зеленой зоной Кирова, полого выходящей к набережной Грина. Сад "окрестили" во времена оны в честь цесаревича Александра Николаевича. Проект портала входа в сад выполнил архитектор Витберг. А проект двух прибрежных ротонд, служащих украшением набережной, разработал архитектор А. Тимофеев еще в XIX столетии. Раздерихинский овраг. Ну а Раздерихинский овраг помнит куда более древние и лихие времена. Его "боевое" название восходит к одной печальной городской легенде – битве между вятчанами и устюжанами, происшедшей в начале XV века. Битва была вроде бы незапланированной, но закончилась плачевно, гибелью многих русских людей. По одной версии, в ночной темноте "свои своих не познаша", и вятчане хорошо наваляли шедшим им же на помощь устюжанам, приняв их за врагов. Но есть и иная версия, связывающая ночное побоище с внутренней борьбой, вспыхнувшей в Вятской земле в тот период. Посаженный из Москвы вятский наместник Анфал Никитин в результате неудачного похода попал в золотоордынский плен и был заменен другим наместником — Михаилом Россохиным. Освободившись из плена, Никитин собрал войско устюжан и двинулся к Вятке, возвращать свои полномочия. Если правдива это объяснение, то братоубийство произошло не случайно, а спланировано и увенчалось успехом, так как Анфал Никитин вместе с сыном погиб в бою. Урочище, где произошла сеча, прозвали Раздерихинским оврагом. В память о погибших воинах в более поздние годы над оврагом возвели часовню во имя Михаила Архангела. В ней начали проводить ежегодную панихиду, которая со временем переросла в главный городской праздник с использованием главного городского культурного артефакта – свистулек, почему и звался он Свистопляской. Часовню снесли в советские годы, в постсоветские – восстановили, и теперь она уже является памятником не только жертвам сражения XV века, но и всем российским воинам. Часовня Михаила Архангела. В ходе пешей прогулки по Кирову стоит обратить внимание еще на такие достопримечательности, как бывший особняк купца Булычева на улице Ленина. Он выполнен в чертах английской готики и сразу бросается в глаза. В 1911 году богач выстроил его для своей дочери. Дом поражал не только внешней привлекательностью, но и комфортабельными интерьерами: в нем имелись ванны с душем (!), водяное отопление, электричество, лифт и телефон. Но в 1915 году, с наступлением Первой Мировой войны, владелец передал роскошное здание под госпиталь и приют для инвалидов. Потом, ясное дело, Булычев перестал быть владельцем чего бы то ни было… В общем, сейчас в этом особняке располагается областное управление ФСБ. Так что, скорее всего, архитектурное чудо получится осмотреть только снаружи. Бывший особняк Булычева. Автором особняка Булычева, как и многих других роскошных зданий Кирова, является выдающийся инженер-архитектор, архитектор-художник первой степени Иван Аполлонович Чарушин. Он подвизался не только в Кирове, но и во многих городах Прикамья и Предуралья. Это Чарушин "изобрел" неповторимый архитектурный стиль для зданий, стоящих на пересечении улиц – с закруглёнными наружными углами. Благодаря им кировский центр смотрится нарядно и необычно. Причем Чарушин продолжал работу и после октябрьской революции. К примеру, здание Центральной гостиницы Кирова возведено им в 1930-е годы, в пору торжества в архитектуре стиля конструктивизма. Чарушину поручили выстроить отель… на месте взорванного Воскресенского собора. Глубоко верующий Иван Аполлонович не осквернил место нахождения храма. Он возвел гостиницу так, что её крылья охватывают фрагмент разрушенного собора, оставляя его место не занятым. Гостиница "Центральная". Сын Ивана Чарушина Евгений стал знаменитым детским писателем и художником, писавшим в основном о живой природе и о животных. Серафимовская церковь. Иван Чарушин строил не только "светские", но и религиозные здания. Например, его творение – Серафимовская церковь на улице имени Урицкого (нынешнее название). Надо сказать, что в историческом центре Кирова все важные улицы украшены информативными табличками, на которых указано не только современное, но и предшествующие названия, а также краткая история местности. Удачный ход в плане быстрого и ненавязчивого просвещения гостей города. Так вот, улица Урицкого до революции называлась Успенской, так как вела к Успенскому Трифонову монастырю. В 1907 году Иван Чарушин построил на ней храмовый комплекс в древнерусском стиле. Серафимовскую церковь посещала семья последнего российского императора, им установлен памятник во дворе храма. Это была единственная церковь, действующая в Кирове в советское время. Памятник царской семье. Разумеется, туристам стоит прогуляться по пешеходной Спасской улице. Мало того, что она сумела сохранить свой аутентичный облик. Но на ней располагается большинство культурных учреждений Кирова: краеведческий музей, Музейно-выставочный комплекс "На Спасской", ТЮЗ, комплекс "пищевых" музеев "КРИОЛЛО". И памятник автомобилю "Итала", на котором итальянский князь Сципион Боргезе прошел гонку из Пекина в Париж, проехал Россию и первым из участников автопробега добрался до столицы Франции. Автомобиль "Итала". Очень хорош в Кирове детский парк "Аполло". У него своя богатая история, насчитывающая уже больше 200 лет. Изначально это был частный сад губернаторского дома, который позже передали обществу и превратили в зону публичного отдыха. Скульптурная композиция "Урок труда" в парке "Аполло". В заключение важный штрих. Киров весьма удобен для непритязательных и не самых богатых туристов. В самом городе огромное количество столовых – недорогих заведений общепита, где кормят, меж тем, вполне вкусно. А в окрестностях Кирова много турбаз и пансионатов на разные запросы, в которых можно найти приют на лоне природы. Смеем рекомендовать Киров любителям путешествий по России. Смешная вывеска заведения общепита.