Превращения в волшебном лесу: Урал Балет раскрыл детали спектакля по сказкам Перро
"Вязаный" оживший лес, Грибная Фея и Мальчик-с-пальчик с японским колоритом: команда Урал Балета рассказала о том, какой будет, пожалуй, одна из самых любопытных премьер сезона. Репетиции спектакля по сказками Шарля Перро в разгаре, зрители увидят постановку в апреле, сообщает "Уралинформбюро".
Над спектаклем по произведениям французского сказочника работает уникальная команда – три композитора и три хореографа. В итоге получились очень разные, контрастные истории, созданные разным языком.
– Насколько нам известно, до нас еще никто в мире не ставил подобный балетный альманах по произведениям Перро, никому еще не приходило в голову объединить их по-новому, – рассказал художественный руководитель Урал Балета Максим Петров. "Сказки" – первая его работа в качестве главы балетной труппы, результата критики ждут с большим интересом.
Художественный руководитель Урал Балета Максим Петров
Шаг в неизвестность
Сюжетно в спектакле присутствуют четыре произведения: "Кот в Сапогах", "Красная Шапочка", "Синяя Борода" и "Мальчик-с-пальчик". Авторы подчеркивают: задачи пересказывать известные всем с детства истории не было (проще перечитать книгу). Спектакль – это переосмысление.
– Слово "сказки" не должно обманывать: Шарль Перро писал не для малышей, просто в сказочной форме можно точнее говорить о нас самих, живых людях, – подчеркнул Максим Петров.
В качестве объединяющего пространства, в котором существуют герои, выбран лес. Но скучно было бы представить его в форме привычных стволов с зелеными кронами. Художник Юлиана Лайкова (это первая ее работа в качестве оформителя спектакля целиком) предложила сделать деревья в буквальном смысле связанными из шерсти. Благодаря этому приему лес оживает, он существует как некая подвижная самостоятельная субстанция, которая по мере развития действия постепенно, как споры, прорастает на героях, в то время как они ищут в этом волшебном лесу себя.
Эскиз декораций показывает Богдан Королёк
– Придумывая декорации Юлия всегда придумывает и новые технологии их создания, работа с ней – это всегда некий шаг в неизвестность. Печать на тканях, на которых никогда никто до нее ничего не печатал, ручная работа, вязание и ручное шитье – все эти архаичные вещи соседствуют в пространстве сцены с самыми современными приемами, – рассказал сорежиссер спектакля, помощник хореографов Богдан Королёк.
Сказочные метаморфозы
Все персонажи в постановке выступают не в самых привычных для зрителя амплуа. Например, создатели усомнились в том, что волк в реальности действительно такое чудовище, как мы привыкли о нем думать: "Может быть, он действительно любит Красную Шапочку, но природа дала ему только большие клыки, чтобы выразить свое чувство". Кот в сапогах же, напротив, может оказаться еще более страшным, чем сам людоед – стоит внимательнее перечитать сказку. А Мальчик-с-пальчик, как по мановению волшебной палочки, вдруг окажется в "соразмерном" мире, где встретит свою любовь.
Эскизы костюмов Кота в сапогах, персонаж постепенно обрастает спорами леса
"Мы все время "сбиваем" зрителя, чтобы ему не был понятен масштаб, чтобы было непонятно, кто тут маленький, кто большой", – говорит Богдан Королек. Такой ход – важная часть концепции: какой бы ты ни был внешности, какого бы цвета у тебя ни была борода, ты заслуживаешь и сочувствия, и нежности, и любви, и доверия, будь ты хоть Мальчик-с-пальчик, хоть волк из "Красной Шапочки". И в любом мире, независимо от его масштаба, существует любовь и неизбежно появляется зло, вместе с теми, кто всегда придет на помощь.
Связующий сказки персонаж – Грибная Фея, мать-хозяйка вязаного леса. Она сама словно соткана из нитей, она невидимка, дух этого леса, который вмешивается в ход событий только в кульминационные моменты.
Эскизы костюмов к балету "Мальчик-с-пальчик"
Еще одна необычная деталь: герои сказки о Мальчике-с-пальчик будут одеты в костюмы, напоминающие японские кимоно: из множества версий известной сказки создатели екатеринбургской постановки выбрали именно японский вариант.
Прочитав сказку Перро, мы начали копаться дальше, поняли, что это частый сюжет, который встречается в сказках многих народов мира, и остановились на японской версии о мальчике размером с рисовое зернышко Иссумбоси. Мы выбрали ее потому, что там сюжет гораздо жестче и острее, он дает нам повод развернуть на сцене большую феерию, – пояснил Богдан Королёк.
"Сказки Перро", фрагмент репетиции. Фото Ивана Мохнаткина, предоставлено пресс-службой театра
Кто вошел в команду постановщиков?
Музыка для спектакля написана специально по заказу театра – это принципиальный момент, Урал Опера стремится поддерживать современных авторов. "Чайковский тоже в свое время был современным", – заметил Максим Петров.
Участие в постановке одного из самых часто исполняемых современных российских авторов, профессора Петербургской консерватории Настасьи Хрущёвой стало возможным благодаря программе Союза композиторов "Ноты и квоты". Также над спектаклем работали ученик Настасьи композитор Алексей Боловлёнков и композитор, саунд-артист, исполнитель на live-электронике Дмитрий Мазуров.
Они писали автономно, не сверяя результаты друг с другом. Несхожий музыкальный язык в разных сказках – часть замысла. Единым был состав исполнителей: большой оркестр, камерный ансамбль внутри него (скрипка, аккордеон, фортепиано), а также сопрано и тенор, – пояснили в театре.
В качестве дирижера выступит Павел Клиничев, музыкальная ткань постоянно дорабатывается, для этого он находится в прямом контакте с композиторами.
Константин Хлебников стал автором хореографии в балете "Кот в сапогах" (композитор Алексей Баловлёнков)
Александр Меркушев поставит "Красную Шапочку" (Наталья Хрущёва) и номера "Синей Бороды" (композитор Дмитрий Мазуров)
Помимо самого Максима Петрова, две самостоятельных части балета поставят молодые хореографы. Константин Хлебников и Александр Меркушев – танцовщики театра, но как постановщики они уже прошли солидный путь – от миниатюр в ежегодных Рождественских концертах и Гала Урал Балета до спектакля "Танц-артель". "Сказки" – их первый большой совместный балет. Поддержка молодых хореографов – один из главных векторов развития екатеринбургского театра.
Композитор Настасья Хрущева заметила: "Все сказки должны быть страшными. Если сказка не страшная, считайте, что она не произошла". Общее настроение балета она выразила формулой "красота, восхищение, ужас". Ничего ужасающего или кровавого в постановке, конечно, не будет, зато катарсис от восприятия возможен, отмечают создатели. Отчасти из-за попытки выразить новые смыслы возрастное ограничение спектакля – 12+.
Билеты на премьерные показы уже раскуплены.