Опера Родиона Щедрина "Не только любовь" в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко
"Пишу колхозного “Евгения Онегина”". Родион Щедрин Щедрин написал свою первую оперу "Не только любовь" в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. Действие произведения происходит в советском колхозе спустя 10 лет после окончания Великой Отечественной войны. В основе сюжета история главной героини – председателя колхоза Варвары Васильевны, оказавшейся перед сложным выбором между чувством к молодому парню и профессиональным долгом. Сам Щедрин называл свое произведение "колхозным “Евгением Онегиным”". И сходство это прослеживается уже в авторском определении жанра – подобно "Евгению Онегину" Чайковского, опера Щедрина имеет жанровый подзаголовок "Лирические сцены". Как и в "Онегине", лирический, бытовой и драматический элементы в этой истории тесно переплетаются друг с другом. Музыковеды часто соотносят сцену объяснения Онегина с Татьяной со сценой Варвары и Володи в конце спектакля. "Не только любовь" стала одной из главных тем в дискуссиях музыкальных критиков 1961 года. После премьеры оперы в Большом театре предполагались еще четыре показа, однако их заменили оперой "Травиата". Попытка реформировать советскую оперу, по словам самого Щедрина, была преждевременной. Сам композитор видел причину провала в том, что его произведение опередило свое время. В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко опера "Не только любовь" была впервые поставлена в 1981 году дирижером В. Кожухарем и режиссером О.Ивановой. Оформил спектакль Сергей Бархин. Феликс Коробов. Главный дирижер театра Феликс Коробов давно мечтал поставить произведение Щедрина целиком: "Внутри этой оперы, которая идет около двух часов, заложен громадный спектр эмоций, чувств, разных сюжетных линий, спектр от иронии, шуток и настоящего искреннего надрыва до большой трагедии. Мы погружаемся в пучину страстей оперы, в этот своеобразный клубок не менее сильных страстей, чем тех, что описаны в "Леди Макбет Мценского уезда", - считает Коробов. По режиссёрскому замыслу Евгения Писарева, постановка на сцене МАМТ полностью привязана к описанной в либретто исторической эпохе. Импрессионистическая сценография и почти документальные костюмы отражают двойственность музыки, в лирическую ткань которой вплетены современные авторам частушки и напевы. "Конечно, главное, это лирическая история о несостоявшейся любви, – уточняет режиссер. – Об изломанности души сильных людей. Люди эти изломаны войной, задушены жестокой реальностью колхозного быта. И, тем не менее, гармоничны и полны желания жить и любить". "В основу костюмов легла романтика "неудачливого" послевоенного колхоза, поэзия травм после Второй мировой войны, но в то же время поиска любви, страсти и нежности. Я основывалась на фильмах "Дело было в Пенькове" и "Космос как предчувствие". Это поэзия бедности и мечты о любви. Костюмы я создавала с подлинных фотографий, все получилось примерно в одном цвете, кроме сцены танцев, где девушки в платьях в цветочек", – делится своим замыслом Мария Данилова. Максим Обрезков при создании декораций для спектакля использовал в оформлении "фирменный" синий цвет Музыкального театра, условно объединив таким образом зрительный зал со сценическим пространством. Сценография спектакля. Главные партии на премьерных показах исполнят Наталья Зимина, Владимир Дмитрук, Лариса Андреева, Кирилл Матвеев, Элеонора Макарова, Мария Макеева и другие солисты оперной труппы театра.