Войти в почту

«Паразиты» по-японски: в Театре наций — спектакль «Друзья» режиссера Мотои Миуры

Мотои Миура — из Киото, но он известен далеко за пределами Японии прежде всего спектаклями по Чехову. Прошлым летом впечатлил петербургскую публику, поставив в БДТ «Преступление и наказание» Достоевского. В Москве Мотои решил поработать над не самой популярной пьесой соотечественника Кобо Абэ. Несмотря на вроде бы милое название — «Друзья», — это очень жестокая история. Продолжает Мотои Миура:

«Паразиты» по-японски: в Театре наций — спектакль «Друзья» режиссера Мотои Миуры
© BFM.RU

Мотои Миура японский режиссер «Произведение Кобо Абэ описывает 60-е годы XX века в Японии. Он выступает с критикой японского общества того времени. По моему мнению, эта пьеса может быть поставлена где угодно, и она будет находить отклик в сердцах людей по всему миру. В какой-то степени это был эксперимент. Мне хотелось посмотреть, какой отклик найдет это произведение в Москве. В «Друзьях» присутствует черный юмор: я долго думал, как можно передать присутствие некоторого дьяволизма, — придумал такой способ».

Сюжет «в высшей степени странный». В квартиру молодого холостяка заявляется посторонняя семья. Причем сразу восемь человек. Кто эти люди, что им нужно, герой не понимает. Но они уверяют, что они его друзья, пришедшие избавить его от одиночества, помогать и способствовать его счастью. А в итоге отбирают у него деньги, силы и желание жить. Смотреть, с одной стороны, любопытно, с другой — непросто. Российский зритель привык к психологическому театру, театр абсурда и его неожиданные приемы для многих в диковинку.

Насколько сложно было работать тут российским артистам? Рассказывает актриса Александра Ревенко:

Александра Ревенко актриса «Мы довольно много времени уделили поискам этого языка, этим хлопкам и подниманию интонации вверх каждого слова. Я чувствовала, как внутри ломалась какая-то схема и где-то что-то вспыхивало. Хотелось хлопнуть после каждого хлопка или говорить дома только «так-к-к» и никак по «другому-му-му». И уже дома все понемногу начинали сходить с ума. Потом уже, когда стало понятно, что мы будем делать, как мы будем делать, это я говорю о форме, мы уже привыкли и не так обращали на это внимание».

Сам режиссер говорит, что «Друзья» — черная комедия. Но мне было совсем не смешно, скорее страшно. Главный герой — жертва комедии, как бы парадоксально это ни звучало, рассказывает исполнитель этой роли Олег Савцов:

Олег Савцов актер «Наверное, этот материал сегодня звучит для кого-то, причем с абсолютно разных ракурсов, по-своему актуально. Дальше — у кого какие, может быть, сравнения или личные схожие ситуации. У меня подруга недавно лишилась квартиры и машины. Видимо, ей позвонили такие же «друзья» и объяснили, что они хотят помочь, и она лишилась квартиры и машины. Для меня вообще непонятно, как это возможно, но, видимо, для нее это такой же абсурд, как для этого молодого человека, который сделал все, чтобы этого не произошло, но это произошло. Мне кажется, человек часто сталкивается с тем, что под видом добра и какой-то благодетели происходит совершенно обратное. А он, может быть, не согласен с этим, но у него нет средств победить это «добро».

Премьера «Друзей» на Малой сцене Театра наций в эти выходные, далее играют в начале марта. Билеты давно разобраны, так что любителям абсурда надо ждать, когда анонсируют следующие показы.