Качество жизни в отдельно взятом районе. Как автозавод в Нижнем Новгороде развивает социальную инфраструктуру
В условиях дефицита кадров социальная ответственность бизнеса уже не ограничивается стандартным соцпакетом: все чаще речь идет о качестве жизни сотрудников в широком смысле — забота о здоровье, создание возможностей для развития детей и занятий спортом, благоустройство микрорайонов. Логика простая: люди идут на работу и возвращаются с нее с удовольствием, с уверенностью в завтрашнем дне. Это не только напрямую влияет на производственную эффективность, но и позволяет сохранять коллектив: зачем искать лучшую жизнь где-то, если она уже есть здесь и сейчас? Как это работает и что имеет значение — на конкретных примерах из практики нижегородского автозавода, который начал развивать одноименный район Нижнего Новгорода задолго до того, как в стране начались проблемы с нехваткой специалистов.
Автозаводский район — крупнейший в Нижнем Новгороде: здесь живет треть населения города, и почти каждая семья связана с автозаводом. На предприятии работают поколениями, и вся жизнь, по сути, крутится вокруг него: после работы одного ребенка забросить в кружок при заводском ДК, другого — встретить из «Кванториума» при корпоративной академии, в выходные — всей семьей на лыжах в Стригинский бор или гулять в Автозаводский парк, а если издалека приехали гости — первым делом в заводской музей, только попасть бы на экскурсию — в последнее время очень много желающих…
Когда в начале 1930-х строили завод, а одновременно с ним возводили жилой микрорайон — первый в стране Соцгород, именно так и задумывалось: все должно быть под рукой, чтобы людям не приходилось никуда ездить. От ежедневной бытовой рутины женщин планировали избавить за счет строительства прачечных и кулинарий, а дома соединяли галереями, чтобы можно было больше общаться после работы, дружить с соседями. Были предусмотрены даже общие читальни и спортзалы. На Автозаводе многое было первым в городе: крупнейшая в регионе больница, первый типовой детсад, большой универмаг, а позднее — первые станции метро. Сюда стремились, особенно престижно было жить в «серобусыгинском квартале» или в «радиусном доме», куда сейчас водят экскурсии смотреть на монументальные памятники советского постконструктивизма.
Со временем, по мере активной застройки земель, прилегающих к центру Нижнего Новгорода, Автозаводский район все больше укреплял репутацию промышленной окраины. И в один прекрасный момент пришло время такое отношение к району изменить.
Новый вектор
В последние годы на Автозаводе возрождают лучшие советские практики: обновляют социальную инфраструктуру, благоустраивают парки и скверы, строят новые спортивные объекты. Как и 90 лет назад, перемены инициирует сам автозавод, а точнее — его сотрудники. На протяжении нескольких лет социальная политика предприятия систематизирована в рамках программы «Новый социальный вектор» (НСВ), которую поддержал промышленник Олег Дерипаска. Ее суть — в постоянной обратной связи с коллективом: пожелания о том, что нужно изменить, собирают сначала на уровне производственных подразделений, потом обсуждают активом рабочих и молодежных советов, а затем подключается рабочая группа из руководителей и депутатов от предприятия на разных уровнях власти, которая двигает каждый проект, ищет финансирование, поддержку администрации и так далее.
Сам автозавод ежегодно вкладывает в проекты НСВ порядка одного миллиарда рублей. Если посмотреть на крупнейшие из них, можно составить довольно развернутое представление о том, как социально ответственный бизнес сегодня реагирует на запросы сотрудников далеко за пределами проходных, инвестируя в развитие всей территории присутствия.
В спортивном порыве
В числе первых благодаря поддержке автозавода был реконструирован муниципальный стадион «Чайка», очень востребованный жителями. Построенный в 1990-х, стадион был, мягко говоря, «уставший». А теперь здесь современное футбольное поле с искусственным покрытием, теннисный корт, площадки для городошного спорта и пляжного волейбола, памп-трек, капитально отремонтированные павильоны. «Выполнен огромный объем работ. Город практически получил новый спортивный объект», — сказал на открытии заместитель мэра Нижнего Новгорода Леонид Стрельцов. По данным администрации, реконструкция позволила также расширить возможности спорткомплекса для тренировок: теперь здесь могут заниматься 700 детей вместо 600.
В прошлом году на Автозаводе началось строительство Центра спортивных единоборств — первой в городе такой специализированной площадки. Как и в случае с «Чайкой», муниципалитет и автопроизводитель объединили усилия: власти вкладываются в благоустройство территории и техприсоединение объекта к сетям, а предприятие финансирует собственно строительство.
В этом году планируется завершить капитальный ремонт Дома физкультуры с бассейном — еще одного знакового для района спорткомплекса, построенного в конце 1960-х. «Это будет современный фитнес-клуб, оснащенный на высшем уровне. Мы полностью обновляем коммуникации, системы водоподготовки, кондиционирования, отопления, а также инвентарь, тренажеры. Появится детский бассейн, где будут проводить занятия даже для грудничков», — рассказывает руководитель спортивного клуба «Торпедо» (управляет спортивными объектами автозавода) Николай Горшков.
Но, пожалуй, самый долгожданный спортивный проект, над которым сейчас работает команда НСВ, — масштабная реконструкция лыжной базы автозавода в Стригине. Ежегодно здесь проходят многочисленные лыжные соревнования среди работников самого автозавода и их семей, спортивные праздники, а также суточный лыжный марафон — уникальная гонка, участвовать в которой съезжаются любители сверхдальних пробегов со всей страны.
«Объект ждет полная реконструкция, он станет круглогодичным. Все предстоит построить с нуля: помещения лыжной базы, игровой зал, тренажерный и фитнес- залы. Сейчас полным ходом идет подготовка проектно-сметной документации, до конца года рассчитываем получить все согласования и весной будущего года начать строительство», — говорит Николай Горшков.
По его словам, новый спортивный комплекс будет очень востребован: в южной части района, к которой примыкает Стригинский бор и которая сейчас активно застраивается новыми жилыми комплексами, остро не хватает подобной инфраструктуры. «Весь проект „Новый социальный вектор“ — об этом: мы хотим, чтобы у нас в районе было комфортно жить, растить детей. Объекты, которые попадают в программу, нужны всем жителям района, а не только работникам автозавода», — заключает Николай Горшков.
С заботой о здоровье
С советских времен на своем балансе автозаводу удалось сохранить не только спортивную инфраструктуру, но и мощную медицинскую базу. Медико-санитарная часть автозавода была основана в 1933 году, а сегодня Центр медицинской профилактики автозавода (ЦМП) входит в десятку лучших частных некоммерческих медцентров в стране. На базе почти двух десятков отделений (и это не считая медпунктов и профилакториев на территории завода) в центре работают более 100 врачей. Он полностью компьютеризирован и хорошо оснащен: например, во время пандемии ковида здесь появилось не имеющее аналогов в регионе МРТ- и КТ-оборудование, а собственную ПЦР-лабораторию построили с нуля за несколько месяцев.
И это не разовые «подарки» предприятия по случаю, а непрерывная работа. «В ближайшее время планируем расширить физиотерапевтическое отделение. Сейчас это три этажа, а будет четыре — полноценный курорт. Установим оборудование для бальнеотерапии — ванны, бассейны, в том числе с подводным вытяжением, и не придется ездить за целебной мацестинской водой в Сочи», — рассказывает генеральный директор, главврач ЦМП, заслуженный врач РФ Валентина Цывова.
Принцип обновления медцентра в рамках проекта НСВ тот же, что и по другим направлениям, — с пользой для всего района. По словам Валентины Цывовой, вместе с сотрудниками автозавода к ЦМП прикреплены 30 тысяч жителей Нижнего Новгорода, их обслуживают по системе обязательного медстрахования: «При этом отделения ОМС, ДМС, профосмотров не пересекаются — у каждого свой штат врачей. За счет такого структурирования мы не только грамотно распределяем нагрузку среди докторов, но и обеспечиваем высокое качество обслуживания пациентов: например, сотрудники предприятия, пришедшие на плановую диспансеризацию, могут быть уверены, что не встретят в коридоре болеющих».
Особенно ярко тезис о том, что предприятие не делит жителей на «своих» и «чужих» проявился во время пандемии. «Мы помогали закупать средства индивидуальной защиты и оборудование не только больницам на территории Автозаводского, Нижегородского и других районов города, но и расположенным в области, — в Павлове, Урене», — говорит Валентина Цывова.
С культурной миссией
А в случае с Музеем истории автозавода — масштаб еще больший: обновленный по проекту «Новый социальный вектор», он превратился в мультимедийный историко-образовательный центр федерального значения, сохранив при этом уникальную экспозицию и особую атмосферу. Три этажа, эффектный стеклянный атриум с подвешенными на тросах автомобилями, видеопроекции и сенсорные экраны, аудиоточки и дополненная реальность… Ценители нижегородской автомобильной марки говорят, что в музее и до этого было что посмотреть, но теперь возможностей больше, причем для всех: весь третий этаж, например, — это интерактивная образовательная площадка, куда приходят на экскурсии целыми классами. Здесь можно попробовать сконструировать свой автомобиль, изучить все этапы его сборки на мини-версии конвейера, в VR-шлеме поработать со сварочным аппаратом и даже почувствовать себя за рулем автопогрузчика — на тренажере-симуляторе.
«Мы открылись после реконструкции в декабре 2022 года, и результаты за год ошеломляющие: музей посетили почти 165 тысяч человек. Мы провели порядка 1800 экскурсий по исторической экспозиции и больше 500 — по интерактивному этажу», — рассказывает директор музея Наталья Колесникова. По ее словам, в 1965 году ветераны создавали экспозицию как музей трудовой славы, а сейчас он органично превратился в историко-технический образовательный центр: «Сугубо производственные процессы тесно переплетаются с вопросами нравственности и духовной преемственности. Еще Бердяев говорил, что в общественной жизни духовное начало принадлежит культуре: какова культура, такова и экономика, не наоборот. Культура формирует человека, который создает материальные ценности. В этом отчасти сегодня и состоит миссия музея — не только для предприятия, но и для района, города, области и всей страны».
С любовью к детям
Еще один объект, без которого немыслим Автозавод, — Дворец культуры ГАЗ. С начала 1960-х, когда ДК был построен, это крупнейший районный центр дополнительного образования: в его творческой среде выросло не одно поколение автозаводцев. По словам директора ДК Андрея Лапшина, сейчас в кружках и студиях при дворце ежемесячно занимаются около 1,7 тысячи детей: «У нас есть семьи, где бабушки-дедушки участвовали в строительстве ДК, потом привели на занятия своих детей, а теперь — внуков и даже правнуков». Вокал, танцы, музыкальные инструменты, прикладное творчество, спортивные секции — всего более 30 направлений. Также дворец считается одной из крупнейших в городе концертных площадок: кроме внутрикорпоративных мероприятий самого автозавода, здесь регулярно принимают гастрольные театральные постановки, танцевальные конкурсы и проводят концерты творческих коллективов ДК.
Реконструкция дворца в рамках проекта «Новый социальный вектор» задумана в несколько этапов: под крыльцом уже поменяли устаревшие коммуникации тепло- и водоснабжения, а заодно отремонтировали входную группу. На следующий год запланирован ремонт внутри помещений и техническое переоснащение. «Полностью обновим световое, звуковое, видеооборудование, мебель — сделаем все, чтобы было комфортно и зрителям, и артистам. С одной стороны, это создаст дополнительные возможности для занятий с детьми, с другой — позволит расширить нашу афишу: сможем принимать больше звезд», — говорит Андрей Лапшин.
В стремлении к развитию
Новые возможности проект НСВ открывает и для Академии современных технологий автомобилестроения имени А. Н. Моисеева. Это один из крупнейших в стране корпоративных университетов: в его каталоге порядка 400 образовательных программ, в прошлом году их осваивали 23 тысячи человек. По словам директора академии Галины Бирюковой, хотя 90 процентов обучающихся — сотрудники автозавода, образовательный центр открыт для всех желающих: «Сейчас очень востребованы наши компетенции по профессиональной подготовке и переподготовке высококвалифицированных рабочих: производствам нужны наладчики станков, электромеханики, слесари-ремонтники, знающие толк и в импортном оборудовании, которое из-за санкций осталось без «родного» сервиса, и в том, чем его заменить. Также очень популярны курсы управленческих навыков, личностного роста — в эпоху перемен soft-skills особенно важны».
Кроме того, на базе академии созданы «Кванториум» и «Техноспейс» — центры дополнительного образования, в которых занимаются порядка 600 детей. Программы центров очень востребованы: набор на некоторые курсы закрывается в течение нескольких минут. Родители спешат устроить детей именно в автозаводские технопарки: их выпускники традиционно побеждают во всероссийских робототехнических фестивалях (которые, кстати, в свое время начали работу именно в Нижнем Новгороде благодаря инициативе промышленника Олега Дерипаски) и без проблем поступают в лучшие технические вузы страны.
В ближайшее время академия планирует развивать не только технические, но и академические компетенции детей. По словам Галины Бирюковой, сейчас в автозаводских школах создаются инженерно-технологические классы: «Это совместный проект предприятия с региональным департаментом образования. Вместе будем работать над усилением качества физико-математического образования, повышением квалификации и мотивацией педагогов, займемся оснащением школьных лабораторий, чтобы у детей было больше практических занятий. Популяризация науки, инженерного дела — наша общая задача».
Материально-техническая база самой академии тоже постоянно обновляется: оборудование лабораторий должно максимально соответствовать высоким требованиям растущих производств. Причем некоторые учебные тренажеры разрабатывают сами — в академии своя научная школа. «Наши специалисты работают в постоянной связке с технологами предприятия, держат руку на пульсе», — говорит директор академии.
Сейчас здесь полным ходом идет ремонт: конференц-залы и аудитории превращают в технически оснащенные трансформируемые пространства, чтобы можно было проводить как классические лекции, так и телеконференции, устраивать «мозговые штурмы» в группах — словом, применять любые форматы современного обучения.
С почтением к ветеранам
В основе любого развития — уважение к истокам. На автозаводе помнят об этом: забота о ветеранах — традиционно большой блок корпоративной политики. У предприятия 40 тысяч неработающих пенсионеров. Своеобразным символом отношения к ним стал торжественно открывшийся после обновления Дом ветеранов Горьковского автозавода. Теперь здесь есть выставочный и конференц-залы, арт-студия, компьютерный класс, библиотека, зал для гимнастики, а сам ремонт сделан с вниманием к деталям интерьера конца 1930-х и, как говорит председатель совета ветеранов ГАЗа Владимир Свешников, «с душой». По его словам, когда в Дом ветеранов на экскурсию приехала делегация с Дальнего Востока, гости не поверили, что новое пространство создано для пенсионеров — везде привыкли, что ветеранские организации на предприятиях финансируют по остаточному принципу, по-минимуму.
Благодаря поддержке автозавода в Доме ветеранов и до ремонта было много активностей: здесь, например, есть своя изостудия, шахматный и бильярдный клубы, свой ансамбль «Второе дыхание», который регулярно дает концерты для юбиляров и на праздники. А теперь планов еще больше: для занятий нашли арт-терапевта и фитнес-тренера, планируют устраивать кинопоказы и встречи с писателями, подключают ветеранов к созданию нового музея — музея Соцгорода к 100-летию Автозаводского района в 2030 году.
«Внуки, сады-огороды есть не у всех, а опора и поддержка нужна каждому. Особенно тем, кто на старости лет, выйдя на пенсию, не может найти себя, — объясняет Владимир Свешников. — Не так важно, чем именно занимается человек — важно общение. Мы стремимся к тому, чтобы каждый мог это почувствовать: с пенсией жизнь не заканчивается, а, может быть, даже становится насыщеннее и интереснее, чем в молодые трудовые годы. Судя по откликам, получается: люди вдохновляются, расцветают». По мнению главы совета ветеранов, весь проект «Новый социальный вектор» — как раз об этом, о повышении качества жизни на Автозаводе: «Завод — это район, а район — это завод. Так было всегда, с момента основания, и очень радостно, что руководство предприятия находит силы и возможности продолжать эти традиции, заботясь при этом обо всех и охватывая максимум потребностей людей».