Музей Прадо в Мадриде переименует работы художников в соответствии с этикой XXI века
Большое переименование работ в мадридском музее Прадо объясняют принятием испанским парламентом нового закона. Среди прочего в рамках реформы из Конституции Испании исчезнет упоминание об «инвалидах», их заменят на «людей с ограниченными возможностями». Как заявили в руководстве музея, учреждение должно быть «примером для подражания», поэтому часть работ будут выставляться с измененными названиями. В частности, из работы «Принца Фелипе и карлик Мигель Сопильо» кисти Франсиско Гойи пропадет слово «карлик», а из описания «Мальчика из Вальекас» Диего Веласкеса уберут «карликовость», хотя и оставят «кретинизм и олигофрению».
Правильно ли менять описания и даже названия работ художников прошлого в соответствии с этикой настоящего? Рассуждает куратор выставочных проектов Третьяковской галереи, искусствовед Кирилл Светляков:
Кирилл Светляков куратор выставочных проектов Третьяковской галереи, искусствовед «Я сталкивался уже с подобными историями: в случае с тематикой, связанной с чернокожими жителями. Я водил один раз группу из Америки. Когда вспомнили картину «Битва негров в пещере глубокой ночью» Альфонса Алле, а потом похожую надпись обнаружили на картине Малевича, на «Черном квадрате», одна экскурсантка из Соединенных Штатов дала мне большую отповедь на эту тему, мол, я некорректный человек. Я ей ответил, что речь все-таки идет об истории искусства, названия даны в ситуации колониализма, в ситуации расизма, и, если мы начнем их менять, мы таким образом всю проблематику колониализма и расизма стираем, тогда нужно все менять. Но подобные вещи нужно указывать: историческое название картины — такое-то, а дальше уже в комментариях рассказывать то, как к этому относятся сейчас. Так что я против подобного рода вещей, не говоря уже о «карликах» Веласкеса, о ситуации, когда Габсбурги сами вырождались и карлики играли роль утешителей, для них не самую благовидную, ну что делать».
Мадридский музей Прадо изучает на предмет устаревших слов и выражений описания более чем 18 тысяч картин и других работ в своей коллекции. Есть ли спорные названия и идеи об их замене в истории российского изобразительного искусства? Отвечает коллекционер, эксперт в области живописи Сергей Подстаницкий:
Сергей Подстаницкий коллекционер, эксперт в области живописи «Честно говоря, пока не слышал, чтобы кто-то пытался менять, хотя у нас были прецеденты при сталинизме, когда целые массивы художников из-за того, что они не соответствовали идеологии того времени, убирались в запасники, обезличивались, портрет мог потерять имя из-за того, что на нем был изображен какой-то аристократ, дворянин или приспешник царя, соответственно, вместо какого-то графа в музейной этикетке появлялась надпись про портрет неизвестного мужчины. Так что в истории России такие прецеденты были, но пока, слава богу, насколько я знаю, отечественное музейное сообщество в достаточной степени, на мой взгляд, ведет себя благоразумно. Будем надеяться, что его функция как сохранителя наследия культуры, в том числе в авторских названиях, никуда не денется, что оно будет последовательно».
Некоторые названия музей Прадо оставит в неизменном виде как исторически значимые. Например, гравюра Гойи с непечатным названием, которое можно переиначить как «Гомосексуал*, тетушка Гила», сохранит свое имя, поскольку автор написал его собственной рукой.
*Движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в РФ