В Тюмени показали рисунки детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда
Накануне 80-летия снятия блокады Ленинграда стартовал проект "Сибирский след", накрепко соединивший Санкт-Петербург, Тюмень и маленькое село Емуртла в Упоровском районе.
130 рисунков ребятишек из семей художников, скульпторов, архитекторов, литераторов, вывезенных из окруженной фашистами Северной столицы, до весны экспонируют в арт-салоне "На Никольской" центральной городской библиотеки Тюмени. Маленькие картиночки в рамках и иллюстрации побольше на мольбертах - про цветы и ягоды, лошадей и коз, игры, уроки, спектакли, работу в поле - создавались в 40-е годы в емуртлинской эвакуации, затем вместе с авторами вернулись домой, к Неве, а спустя столько десятилетий вновь оказались в месте рождения. С большим сердечным приветом от тех, кто был согрет Сибирью и выжил, по сути, благодаря ей.
Инициатор выставки доктор искусствоведения Наталья Сезева и поддерживающий ее во всех начинаниях депутат облдумы Андрей Артюхов рассказывают, что в годы войны в Емуртлу вывезли 155 детей от трех до 14 лет из творческих семей. Многие прибыли в сопровождении мам. Поселились в двухэтажном доме над обрывом, рубленном из сибирской сосны. Так образовался интернат на "четыре зимы и четыре лета", как писали блокадники в дневниках (обратно им разрешили вернуться лишь в середине августа 1945-го).
Деревенские вспоминают, как завидовали девчонкам в ярких платьицах и мальчишкам в матросках. А городские, наоборот, влюбились в сибирские просторы, работали на огородах, обзавелись хозяйством. Правда, и про свой распорядок не забывали: в довесок к учебе - кружки, спектакли в МХЕТ, Малом художественном емуртлинском театре. Конечно, отпрыски знаменитых мастеров ни на день не оставляли кисти и краски - родители умудрялись отправлять в глухомань посылки с художественными принадлежностями. У каждого ребенка был свой альбом для рисования.
- Таких коллекций очень мало, а именно эта - художественный феномен! - Наталья Сезева как всегда эмоциональна. - В декабре прошлого года я работала в музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков и из тысячи рисунков емуртлинского периода отобрала 130 для выставки.
Важность проекта подтвердила директор Центральной городской библиотечной системы Наталья Некрасова: "Сибирский след" - пример сохранения веры, урок надежды и любви. Ни на одном листке нет ни штриха, ни пятна про войну - ребятишки рисовали мир и верили в Победу. У трехлетней Беллы Равдоникас - красотки как на подбор, видимо, любимые куклы, а ее братишка Феликс изобразил спящее село, дома в ночной неге. У Володи, сына знаменитого кинооператора Ансельма Богорова, запечатлевшего Ленинград в окружении врага, - театральные сценки. Аня Линцбах простым карандашом схватывала настроение деревенских улиц, вчера чужих, сегодня родных. В калейдоскопе триллиона житейских событий они запомнили Емуртлу как одно из самых ярких стеклышек.
Директор местной школы Елена Глушкова рассказывает: в 1979-м на вечере в честь юбилея совхоза ведущие вызвали на сцену группу - 12 ленинградцев из "архитекторов". Они вернулись впервые после снятия блокады. Зал рыдал. А сколько воспоминаний, реплик, задушевных разговоров было - на встречу пришли повара, няни, учителя, которые пестовали эвакуированных. С тех пор дружба не угасает: в 2010-м за деревней поставили памятный знак из карельского камня с табличкой в блокадной стилистике, в 2022-м Георгий Рашков, автор "иронического реализма", подарил Емуртлинской воскресной школе 16 картин. Общение продолжается. В частности, запланированы уроки памяти, спектакли, съемки фильма, поиск новых документов и, конечно, поездка в Тюменскую область ленинградцев-петербуржцев.
Новую выставку сопроводил каталог "Сибирский след" с работами и воспоминаниями эвакуированных. Фото: Ирина Никитина/РГ