МОЯ ЖИЗНЬ: лаборатория чеховской души
Январь 2024 год в "Школе драматического искусства" открылся новым спектаклем, предоставив отличный трамплин новому творческому начинанию театра. Такое двойное обновление уже оценили зрители Новой сцены на Новослободской, где прошла чеховская премьера. Постановка открыла "Молодёжную программу", которая призвана дать возможность пробующим себя в режиссёрском деле молодым людям реализоваться на профессиональной сцене. Начинающий режиссёр Данила Акутин, выпускник "Театральной школы Олега Табакова", с актёрским составом ШДИ представили своё прочтение повести "Моя жизнь" (1896 года) Антона Павловича Чехова. Жанр повести у писателя - не самый простой материал для сценического воплощения, но таковы условия проекта. Тема нынешнего сезона - проза Чехова. Молодым приглашённым режиссёрам предложено отыскать "Сценические ключи к авторской прозе". Данила Акутин поделился своим впечатлением после волнительной премьеры: " Было сложно работать над сценической постановкой повести, но интересно. С каждым днём Чехов всё открывался и открывался всем нам. На первом показе со зрителями, я вдруг понял, почему такое название: "Моя жизнь". Потому что - это моя жизнь и жизнь всех персонажей. Это открыло мне глаза. Я нашёл режиссёрский ключ - это моя жизнь. И это девиз всего спектакля." В постановке занято, как шутят участники театральной работы, количество актёров 4+. Повествование ведётся от первого лица. Главный герой Мисаил, Андрей Харенко, неспешно рассказывает свою жизненную историю. Его сестру Клеопатру, Анюту Благово, Женскую фигуру играет Арина Федосенко. В роли жены Мисаила - Анна Чепенко. Виктор Иванович, Редька, Доктор Благово, мужская фигура - характерный актёр Фёдор Леонов. Сергей Ганин (тот самый плюс к актёрскому квартету), Отец Мисаила и Клеопатры, всегда появляется только на экране в видео диалогах со своим сыном (видео Александр Шапошников). Причина такого режиссёрского решения - визуализация полного непонимания и разрыва отношений между отцом и Мисаилом. Идеи народничества и философии Льва Толстого проявились в смысловой составляющей повести Чехова. Дворянин Мисаил Полознев, сменив девять мест не приносящей никому пользы работы, уходит в народ, заделавшись простым маляром. Его поддерживает в этом жена Маша, которая позднее отказывается от такого образа жизни и расстаётся с мужем. Отец, ярый представитель своего дворянского сословия, презирает своего сына и отказывается от него и дочери, категорически не принимая их поведения. Режиссёр остро подчеркнул проблему отцов и детей в спектакле. После смерти сестры, которой отец не помог, брат стал растить свою крошечную племянницу. Судьба Мисаила, Клеопатры и, косвенно, тяжёлая жизнь крестьян вызвала грустные зрительские эмоции. Но у Чехова всегда сильно ощущается присутствие любви. И режиссёр вытянул это наружу, раскрыл искреннюю любовь героя. Незатейливо, но внутренне сильно Мисаил любит своего отца, сестру, жену, племянницу. Андрей Харенко, актёр с льняными волосами, русским обликом, немногословно, без эмоциональных всплесков создал образ персонажа. По словам директора театра Ольги Соколовой спектакль получился не легковесный, а лёгкий по своей наполненности светом. Источник света - чистые и светлые чувства молодого героя, да и молодого режиссёра тоже. Из сценографии - разъезжающие по сцене шкафы, в которых прячутся сценические аксессуары, висит одежда. Шкафы-декорации открывали и закрывали пространство сцены, создавая мизансцены (художники-постановщики Елена Ярочкина, Кирилл Саленков). Красивые костюмы чеховской эпохи, стильные даже в простых крестьянских одеяниях, машущий настоящей косой Мисаил под специально написанную музыку Дмитрия Чадова - всё создавало уместный колорит. Глеб Черепанов, как руководитель Молодёжной программы, подъитожил первый спектакль проекта: " Нет "самоигральной" прозы. Проза Чехова "Моя жизнь" - небольшое произведение, между жанром повести и рассказа. Это, конечно, не автобиография, но все писательские мысли рядом , у автора много таких смежных произведений. Если эту прозу делать в театре или кино, нужно придумать некий код, сценический ключ к ней. В этом и проявляется режиссёр. Есть такое ужасное понятие "самоигральная" драматургия. И, действительно, она иногда бывает, но "самоигральной" прозы нет. " Школа драматического искусства", придумав такой молодёжный проект, безусловно, рассчитывает на свежую режиссёрскую кровь. Это сработает на пополнение афиши театра интересным репертуаром, вдохновит постановочные команды, зрительскую аудиторию. Главным выгодоприобретателем станет сам Антон Павлович Чехов, творчество которого будет рассмотрено в будущих постановках под различным творческим видением. Дебютант Данил Акутин после прошедшей премьеры испытывает чувство грусти. Театр его принял как родного, помогал в работе. Руководство коллектива, все театральные службы стали единомышленниками, а теперь приходится расстаться. Очень надеется, что на короткое время.