28 января 1864 года родилась Анна Голубкина - первая российская женщина-скульптор, получившая признание в Европе, и первый скульптор, удостоившийся персональной выставки в России, причем это была первая персональная выставка, которую устроил у себя Музей изящных искусств на Волхонке. А ее музей стал первым в стране музеем одного художника.
Анна Голубкина родилась в Зарайске в мещанской староверческой семье. Её дед был крепостным, но выкупил себя и жену. Денег на образование детей не было, в школу Анна не ходила, читать и писать ее учила соседка. А позже, когда старшего брата смогли отправить в реальное училище, Анна осваивала его учебники.
"Читать начала я очень рано. Первое место занимали естественная история и духовные книги, потом романы и история (по журнальным статьям). Читала все подряд и Библию, и Дарвина, историю, сказку. <...> Многого тогда я не понимала, не поймешь, читаешь дальше".
Когда Анне было пятнадцать, в Зарайск приехал работать Александр Глаголев, преподаватель математики и автор нескольких учебников для средней школы. Семьи Голубкиных и Глаголевых сблизились, и Александр Николаевич взял на себя руководство домашним образованием Анны. И в большой мере это касалось чтения современной литературы. Этого хватило.
В Москву Голубкина приехала уже взрослым человеком - в 25 лет. Сначала училась в Классах изящных искусств, которые открыл художник-архитектор Анатолий Гунст. Причем была одной из очень немногих, кого в силу явного таланта приняли на бесплатной основе. Потом было Московское училище живописи, ваяния и зодчества. После него - Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге.
"Здесь совсем другое отношение к работе. В Москве мы творили, а здесь учатся. <...> Тянется какая-то скучная канитель, да и все, а эта канитель называется наукой. А бывало, в Москве я радовалась, отчаивалась, работала вовсю. <...> А тут так как-то, уж, право, я и сама не знаю; тянешь-потянешь, вытянуть не можешь".
Это училище она бросила и отправилась в Париж в частную студию итальянского скульптора Филиппо Коларосси.
"Так, я видела 3 профессора, из них двое пришли и молча сгладили мою работу. Так-таки прямо взяли, да все и сгладили. <...> Впрочем, с одним я и немало уже поспорила. Он показал мне знаком, что в натуре нет таких резкостей. А я взяла и вложила свой палец натурщице в ключицу и показала ему, как глубоко он уходит туда. Ну, а он засмеялся и ушел от меня, вот и все".
Во Франции Голубкина провела год. А по возвращении в Россию на год уехала со старшей сестрой, закончившей к тому времени фельдшерскую школу, в Сибирь – работать на Обском переселенческом пункте, через бараки и медпункт которого проходили тысячи крестьян, спасавшихся от голода и искавших свободной земли и лучшей жизни на малоосвоенных территориях.
Второй раз в Париж Анна отправилась в 1987 году. Сначала вернулась в студию Коларосси, а потом начала работать самостоятельно, получая консультации у Огюста Родена. На полноценное обучение у великого скульптора рассчитывать не приходилось из-за бедности, но масштаб дарования он оценил, поэтому компромисс получился таким: Роден давал задание, а потом оценивал результат.
"Он сказал: "tres biene", но предупредил меня, что это хорошо для всех, что так работать нельзя. Ну что же, это очень хорошо, значит, я теперь добилась, что работаю, как все. <...> Но главная моя задача и желание не это. Я хочу работать не так, как все. От нескольких лет учительской ругни я сбавила своей силы, а то мои работы еще лучше ему понравились бы. <...> Я не знаю, верну ли я свою прежнюю смелость. Подите-ко, повоюйте с целым светом. Ну, я рада, что за меня Роден".
1 мая 1899 года на Марсовом поле в Париже открылся Весенний салон - выставка произведений живописи, скульптуры, рисунка, гравюры, архитектуры и прикладного искусства, официальное мероприятие парижской Академии изящных искусств, в котором с конца XVII века старались принять участие художники, желавшие получить признание в Европе. На Весеннем салоне, где было выставлено больше 3000 произведений, Анна Голубкина, так и не получившая ни одного диплома о высшем художественном образовании, получила медаль III степени за скульптуру "Старость". И возвратилась в Россию.
Благодаря успеху во Франции, дома она получила несколько крупных заказов. В том числе, по заказу Саввы Морозова и с одобрения Константина Станиславского сделала горельеф "Волна" над входом в Московский Художественный театр в Камергерском переулке.
Из очередной поездки во Францию Голубкина вернулась незадолго до Декабрьского восстания 1905 года. По заказу Московского комитета РСДРП сделала портрет Маркса, во время самих событий ухаживала за ранеными и выходила на улицы агитировать казаков и городовых не выступать против народа. Старший брат увез ее домой, в Зарайск. И здесь в 1907 году Голубкину посадили в крепость за распространение нелегальной литературы.
"Глубокоуважаемый господин Роден! <...> До Вас все профессора, за исключением одного из старейших, - московского скульптора Иванова, говорили мне, что я на ложном пути, что нельзя работать так, как я. Их «проклятия» мучили меня, но не могли меня переделать, потому что я им не верила. <...> Вы не можете себе представить, какова была моя радость, когда Вы, лучший из художников, сказали мне то, что я сама уже чувствовала, и дали мне возможность быть свободной. Вы дали мне силы жить. <...> Я пишу Вам теперь, потому что сейчас мы переживаем очень бурное время и никто не знает, какой оборот примут события. В тюрьму сажают всех, и я один раз уже там побывала. Осенью меня будут судить вновь, и я боюсь, что Вы никогда не узнаете, как я Вас почитаю и уважаю".
Из крепости Голубкину освободили по болезни, она снова вернулась в Москву и нашла свой настоящий Дом – мастерскую в Большом Левшинском переулке, где прожила и проработала до конца жизни. Преподавала скульптуру на Пречистенских рабочих курсах, давала частные уроки. А в 1914 году Музей изящных искусств им. Александра III устроил первую персональную экспозицию художника-пластика - "Выставку скульптуры А. С. Голубкиной". Все вырученные на выставке средства – 4000 рублей – скульптор передала на трудовое устройство инвалидов войны.
После революции Голубкина преподавала во ВХУТЕМАСе, но только два года - общее увлечение авангардом ей не привилось. 1920-е были не слишком хлебным временем для скульптора без постоянного места службы, поэтому в короткий срок была освоена техника резьбы по кости и раковинам: Голубкина резала камеи на продажу и делала для треста "Русские самоцветы" скульптуру малых форм, которая шла на экспорт.
Анна Семеновна Голубкина скончалась 7 сентября 1927 года в Зарайске. В 1932 году в ее мастерской был открыт музей - первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. Через 20 лет он был закрыт, а фонды - переданы Русскому музею. Экспозицию открыли заново в 1972, затем в 2017 году снова закрыли - на реставрацию.
Сейчас в собрании музея, который теперь относится к Третьяковской галерее, больше 2000 предметов: 300 скульптур, графика, живопись, предметы декоративно-прикладного искусства, подлинные инструменты, личные вещи, документы скульптора.
По планам, реконструкция музея должна завершиться в 2024 году.