Борьбу с буллингом предложили включить в Стратегию молодежной политики

Проект Стратегии молодежной политики обсудили на площадке профильного комитета Госдумы в день студентов, 25 января. По оценкам экспертов, документ получился неплохой, однако его необходимо доработать с учетом современных вызовов. Например, включить в стратегию борьбу с буллингом и другими явлениями, унижающими человеческое достоинство, считает председатель думского Комитета по просвещению Ольга Казакова.

Борьбу с буллингом предложили включить в Стратегию молодежной политики
© Парламентская газета

Невозможно и постыдно

От 30 до 50 процентов российских детей сталкиваются с издевательствами в школах. Для предотвращения таких явлений в Госдуме подготовили законопроект о штрафах для родителей, чьи дети занимаются травлей сверстников.

Усилий одних учителей в борьбе с буллингом недостаточно, заявила председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова во время обсуждения проекта Стратегии молодежной политики в России до 2030 года. «Сейчас мы пытаемся поставить заслон любым действиям, направленным на унижение человеческого достоинства, на уровне школы, но если за это возьмется Росмолодежь, другие ведомства, мы сможем сделать такое явление неприемлемым, невозможным и постыдным», — отметила депутат.

Поэтому Казакова предложила включить борьбу с буллингом и другими подобными явлениями в проект Стратегии молодежной политики до 2030 года.

Терпение и труд

Среди других предложений в стратегию — уделить больше внимания национальной теме. Как отметил председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Геннадий Семигин, «Россия - многонациональное государство. Вовлечь молодежь в межнациональные конфликты проще простого. Предотвращению этого надо уделить внимание».

Также председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков предложил включить в проект документа положение о необходимости повысить финансовую грамотность среди молодежи. Она, считает депутат, как и большинство россиян, не очень грамотна с точки зрения финансов. Очевидно, что эту проблему надо решать, в том числе и с помощью стратегии, считает депутат: «Предлагаю зафиксировать задачу повышения финансовой грамотности, начиная со школьной парты, чтобы наши граждане, не только будущие финансисты, но и историки могли по крайней мере грамотно вести свой семейный бюджет». 

Также Ольга Казакова предложила расширить поддержку для выпускников не только вузов, но и колледжей. Депутат пояснила, что сегодня до 60 процентов бывших школьников стремятся получить профессиональное образование не в высших, а средних учебных заведениях. В скорейшем наполнении рынка труда специалистами заинтересовано и государство.

Три возраста и семь векторов

По оценкам Росстата, в России живет около 38 миллионов людей от 14 до 35 лет, именно они по закону и попадают в категорию «молодежь». Стратегия должна стать компасом для таких россиян в перспективе до 2030 года.

Как рассказала глава Росмолодежи Ксения Разуваева, проект документа выделяет три группы молодежи, для каждой из них предложен свой комплекс мер. Например, подростков от 14 до 17 лет прежде всего нужно ориентировать на выбор дальнейшего пути, самоопределение, ценностные установки, юношество от 18 до 24 лет — поддерживать в профессионализации и социализации, а людей от 25 до 35 лет — в трудовой деятельности.

Советник руководителя Росмолодежи Наталья Мандрова пояснила, что для этого создадут семь направлений работы:

социальная память молодежи, поддержка молодых семей, социальный потенциал молодежи, экономическая активность молодежи, молодежная безопасность, молодежные движения и молодежное самоуправление, управление работой с молодежью.

Не процесс, а результат

Документ не избежал и критики. Например, по мнению первого зампреда Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Ксении Горячевой, «на данный момент цельного портрета тех, на кого будет распространяться стратегия, нет».

Депутат уверена, что ориентироваться только на возраст недостаточно, Стратегия должна базироваться на ценностях современной молодежи. Кроме того, Горячева подчеркнула, что «Стратегия должна быть ориентирована на результат, пока же она больше сосредоточена вокруг процесса».