Театры во время блокады: как выживали артисты и чем жертвовали ленинградцы ради спектаклей?
Аншлаги в зале, очереди за билетами с 5 часов утра, музыка, танцы, шутки – и все это на фоне ежедневных бомбежек, страшного голода и бесконечных смертей. Жители Ленинграда не переставали ходить в театр даже в самые тяжелые блокадные дни. А артисты, несмотря на усталость и дистрофию, продолжали выходить на сцену и отвлекать публику от суровой реальности. О том, как была устроена театральная жизнь во время блокады, читайте в материале MIR24.TV.
В сентябре 1941 года блокадное кольцо вокруг второго по величине города в СССР замкнулось. Ленинград погрузился в будни, наполненные ежеминутной борьбой за выживание. Единственным лучиком света для измученных горожан оставался мир искусства. Каждый день ленинградские газеты публиковали театральную афишу, которая была не менее востребованной, чем новостные сводки с фронта.
27 января на телеканале «МИР» пройдет международная акция «Память Сердца. Ленинград». Весь день в эфире художественные фильмы и документальные проекты, посвященные 80-летию полного освобождения от фашистской блокады. В их числе документальный фильм «Город-герой Ленинград».
Блокадная оперетта
Культурная жизнь в осажденном городе продолжалась, несмотря ни на что. Этой цели на протяжении всех 900 дней блокады верно служил ленинградский театр Музыкальной комедии. Именно оперетта, самый веселый и легкий жанр, поддерживала зрителей с первого и до последнего дня войны.
Будни артистов изменились. Многие буквально поселились в театре, чтобы нести круглосуточное дежурство, ведь в случае попадания зажигательной бомбы нужно было быстро устранять пожар. К тому же, такой переезд позволял сохранять силы и не тратить их на дорогу. Когда в соседний дом прилетел снаряд, труппа музкомедии перебралась в пустующий Александринский театр, прихватив с собой все декорации и костюмы. В январе не стало электричества, поэтому коллектив начал устраивать выездные концерты на фронт и в госпитали.
С приходом весны спектакли на сцене возобновились, а репертуар театра пополнился несколькими премьерами. Прикоснуться к искусству стремились толпы измученных ленинградцев. Некоторые из них готовы были пожертвовать дневной порцией хлеба, чтобы получить билет с рук. Правда, сидеть в зрительном зале нередко приходилось прямо в верхней одежде – как и во всем городе, отопления в здании не было.
Иногда температура в помещении опускалась до минус восьми. За кулисами артисты кутались в тулупы, а на сцене исхудавшие балерины танцевали в трико, под которые надевали шерстяные рейтузы. Так было теплее, и ноги казались полней.
Символ мужества и несгибаемого духа
За годы блокады 56 сотрудников театра музкомедии умерли от голода. Замен не было: если актер не приходил на выступление – его считали погибшим. Спектакли не отменялись ни при каких обстоятельствах. Так одному из солистов театра Александру Масленникову пришлось выходить на сцену с искрометными шутками в постановке «Лесная быль». Немногие знали, что всего за несколько часов до этого он получил с фронта третью похоронку на своего последнего сына.
Часто посреди представления начинали выть сирены. Тогда публика организованно спускалась в бомбоубежище, а актеры прямо в сценических костюмах поднимались на крышу тушить фугасные бомбы. По окончании тревоги спектакль продолжался. Такие «антракты» могли случаться по семь-восемь раз за вечер, но это никого не останавливало. Театр продолжал жить. Это не только помогало хотя бы на короткое время забывать о тяготах блокадного существования, но и говорило о «непокоренности» города.
Однажды балерине театра Нине Пельцер пришло такое письмо: «Вчера я был в Ленинграде, был в вашем театре и видел вас. Теперь я спокоен. Когда на передовой немцы пустили слух, что Ленинград пал, мы не верили, но мы очень волновались. И вот раз приехал к нам один лейтенант и говорит: «Я в среду видел Пельцер…» Пельцер танцует? А теперь сам увидел, что вы танцуете. Не быть Ленинграду побежденным – об этом уж мы позаботимся».
Еще одной отличительной особенностью представлений в то время было отсутствие аплодисментов в зале. У зрителей попросту не было сил, чтобы хлопать артистам, вместо этого они привставали со своих мест. Тем не менее иногда актеры получали неожиданные подарки, которые помогали им выжить.
Театровед Раиса Беньяш рассказывала: «Цветов уже не было. На сцену бросали перевязанные ветки хвои. Пельцер получила корзину, составленную из зеленых веточек ели и сосны. Когда корзину подали на сцену, Комков взял ее, чтобы передать партнерше, но тотчас опустил на пол. Один актер хотел помочь ему, но отказался от своего намерения. Корзина была невероятно тяжелой. Когда в антракте ее совместными усилиями принесли за кулисы, выяснилось, что под зелеными ветками лежат картофель, брюква, морковь и даже головка капусты».
Рождение новой площадки
Особой датой в летописи блокады стала премьера спектакля «Русские люди» по пьесе Константина Симонова. Его поставили на сцене нового театра, дебютировавшего на Невском проспекте. С тех пор 18 октября 1942 года считается днем рождения современного Театра им. Комиссаржевской. В то время он носил официальное название Городской театр, но сами жители чаще называли его «Блокадным».
Труппа собралась «разношерстная»: на новую площадку потянулись артисты из Радиокомитета, Театра драмы им. Пушкина, Нового ТЮЗа и агитвзвода Дома Красной Армии. По сути, собравшийся коллектив заменил несколько крупных театров, находившихся в эвакуации. Спустя 19 лет на этих подмостках начала свой профессиональный путь Алиса Фрейндлих. Первой ролью артистки стала роль юной блокадницы в спектакле «Рождены в Ленинграде».
Основную часть репертуара составляли военные постановки, с которыми актеры выступали не только в городе, но еще на передовой и в госпиталях. Здесь ставились спектакли по пьесам «Фронт» Александра Корнейчука, «Нашествие» Леонида Леонова, «Жди меня» Симонова и другим.
Как-то раз во время показа в зале погас свет. Артисты растерялись, а кто-то из зрителей достал карманный фонарик. Потом появился второй луч, третий – вскоре весь зал засиял огоньками. В то время почти у каждого горожанина при себе всегда был ручной фонарик, ведь на улицах было темно. Спектакль благополучно доиграли. Но неурядицы с освещением повторялись до тех пор, пока в театре не поставили аккумуляторную батарею.
Легендарная симфония
Вместе с театральными постановками дух ленинградцев поддерживала и музыка. Героическим эпизодом в судьбе блокадного города стало выступление Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета 9 августа 1942 года. В этот день в Белоколонном зале Филармонии впервые прозвучала знаменитая Седьмая симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
Чтобы сыграть произведение, дирижер Карл Элиасберг сделал невозможное: собрал коллектив из сотни людей, разыскав уцелевших музыкантов в самом городе и на ближайшей передовой. В день премьеры зрительный зал был забит до отказа. Услышав воодушевляющую музыку, многие не смогли сдержать слез.
В тот вечер не было слышно вражеских бомбардировок. За час до концерта советские артиллеристы обрушили на немецкие батареи шквал огня, подарив музыкантам и слушателям заветный час тишины. Симфония транслировалась по радио и через громкоговорители на улицах города.
Седьмая симфония стала одним из важнейших художественных произведений отечественной культуры XX века и музыкальным символом подвига ленинградцев и защитников города. После войны двое бывших солдат вермахта рассказали, что тоже слушали знаменитую композицию, находясь на подступах к Ленинграду. По их признанию, в тот день они поняли, что проиграют войну.