Войти в почту

Москва булгаковская: Путеводитель по знаковым местам писателя

Какими переулками бродил Михаил Булгаков, добираясь от дома до работы? Какие здания вдохновляли автора на его романы, и где искать булгаковскую атмосферу? "РГ" совместно с Музеем М. А. Булгакова в лице заместителя директора Ивана Назарова предлагает пройти дорогами классика и увидеть Москву его глазами.

Москва булгаковская: Путеводитель по знаковым местам писателя
© Российская Газета

Содержание

Квартира на СадовойДоходный дом Вешнякова и Патриаршие прудыДом НирнзееМосковский художественный театр имени А.П. ЧеховаБольшой театрВоспитательный домКвартира на Пироговке

Квартира Булгакова на Садовой

Адрес: Большая Садовая ул., 10.

По адресу Большая Садовая, дом 10 Булгаков проживал с 1921 по 1924 год со своей первой супругой Татьяной Николаевной. В это время семья занимала одну комнату в коммунальной квартире №50, в которой проживало еще порядка 15 человек. Дебоши, пьянство и драки соседей произвели на писателя неизгладимое впечатление. Настолько, что многие из этих людей с их привычками и характерами перекочевали в его тексты. С этими персонажами вы можете встретиться в рассказах Булгакова начала 1920-х годов: "№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна", "Самогонное озеро" и "Три вида свинства". Эти произведения помогут погрузиться в атмосферу коммунальной квартиры начала 20-х.

Сегодня в этом доме на Садовой находится музей писателя, где частично воссоздана атмосфера его квартиры. Там представлены личные вещи автора и интерактивная экспозиция. Сюда стоит прийти даже тем, кто не любит бродить по музеям, таинственность этого места перевернет их отношение на 180 градусов.

В квартире №50 на Большой Садовой улице, дом 10 писатель когда-то жил со своей первой женой. Сейчас по этому адресу находится музей. Фото: Максим Блинов/ РИА Новости

Доходный дом Вешнякова и Патриаршие пруды

Адрес: Малая Бронная улица, 32.

Еще одно место в Москве, связанное с Булгаковым, - Доходный дом Вешнякова на Патриарших (Малая Бронная, 32). По этому адресу проживали знакомые писателя - Иван Павлович и Вера Федоровна Крешковы. К ним Михаил Афанасьевич вместе с первой супругой наведывался, чтобы принять участие в спиритических сеансах. В воспоминаниях его жены и современников проводится параллель между этими встречами и рассказом "Спиритический сеанс", где группа интеллигентов пытается вызнать у потусторонних сил, как долго продержится советская власть.

Дом Вешнякова выполнен в неорусском стиле и отлично сохранился. Хорошенько рассмотрите изящный арочный портал.

Окна дома выходят на Патриаршие пруды - место, где начинается сюжет "Мастера и Маргариты". Встаньте спиной к подъезду этого дома, и вы увидите то место, где, как считают булгаковеды, Берлиоз и поэт Бездомный имели неприятность познакомиться с Воландом. Там все так же стоит скамейка, мало чем отличающаяся от той, на которой герои романа вели знаменитый разговор о Боге.

А потом обязательно прогуляйтесь вокруг Патриарших прудов. Только, чтобы не повторить судьбу Берлиоза, воздержитесь от разговоров с неизвестными.

Доходный дом Вешнякова - место, куда Булгаков приходил в гости к знакомым. Фото: Оксана Гильдеева/ Узнай Москву

Дом Нирнзее

Адрес: Большой Гнездниковский переулок, 10.

Знаменитый дореволюционный Дом Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке москвичи когда-то давно прозвали Тучерезом - так поразило их сорокаметровое здание. В этом доме, построенном по проекту архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее, в конце февраля 1929 года произошла встреча, после которой жизнь Булгакова перевернулась. На званом вечере он познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая станет его третьей супругой, музой и одним из наиболее вероятных прототипов Маргариты. По воспоминаниям Елены Сергеевны, у нее развязались завязочки на рукаве, и с этим курьезом ей помог справиться Булгаков. Потом писатель вспоминал, что таким образом Елена, как ведьма, раз и на всегда "привязала" его к себе. Именно поэтому Большой Гнездниковский переулок принято считать местом, где встретились Мастер и Маргарита.

К тому же в этом здании располагалась столичная редакция газеты "Накануне", где в начале 20-х годов публиковался Булгаков. Здесь же находилась редакция журнала "Россия", в котором были напечатаны "Записки на манжетах" и роман "Белая гвардия".

Дом сегодня сохранил свой прежний облик, и может на секунду показаться, что булгаковская Маргарита проходит мимо с букетом тревожных желтых цветов. Погрузившись в размышления о классике и его произведениях, не забудьте детально рассмотреть здание. В его архитектуре переплелись модерн и неоклассицизм, а на мозаичном панно, сделанном художником Александром Головиным, можно разглядеть русалок и лебедей.

В Доме Нирнзее Михаил Афанасьевич когда-то познакомился с Еленой Шиловской, которая, предположительно, стала прототипом Маргариты. Фото: Татьяна Каратеева/ Узнай Москву

Московский художественный театр имени А.П. Чехова

Адрес: Камергерский пер., 3, стр. 1.

Во МХАТе Булгаков прослужил шесть лет режиссером-ассистентом и даже сыграл здесь роль в спектакле "Пиквикский клуб". С 1926 года здесь будет ставиться его пьеса "Дни Турбиных", а в 1932 году - спектакль "Мертвые души" по булгаковской инсценировке гоголевской поэмы. В этом же театре в 1936 году начинаются показы спектакля "Мольер". Над этой постановкой Булгаков работал больше четырех лет, однако, несмотря на успех спектакля, его вывели из репертуара уже через месяц после премьеры по причине цензуры.

Тема взаимоотношения Булгакова и театра нашла воплощение в его книге "Театральный роман" ("Записки покойника"). Саркастичные образы героев и сатиру на театральное закулисье многие расценивают как проявление крайне негативного мнения автора о МХАТе. Однако это довольно спорно: книга не столько про один театр, сколько про вечную проблему - конфликт театра и драматурга.

Московский художественный театр имени А.П. Чехова - место работы Булгакова. Здесь, в частности, была поставлена пьеса "Дни Турбиных". Фото: Владимир Федоренко/ РИА Новости

Большой театр

Адрес: Театральная площадь, 1

В Большом театре Булгаков служил после ухода из Художественного - с 1936 по 1940 год. Он занимал здесь должность консультанта-либреттиста и создал четыре оперных либретто - по одному за каждый год службы. Помимо написания собственных текстов, Михаил Афанасьевич часто редактировал чужие, присланные Большим театром. Это был заработок, позволявший жить сносно и уделять время писательству.

Большой театр - последнее место работы классика. Булгакова не стало 10 марта 1940 года. Более чем через 80 лет на сцене Большого состоялась премьера балета "Мастер и Маргарита" по книге, которую Михаил Афанасьевич писал во время работы в этих стенах.

Выходя из здания, непременно поднимите взгляд, чтобы рассмотреть знаменитую скульптуру Аполлона в колеснице, запряженной четверкой. Ее создал скульптор Петр Клодт, автор знаменитых лошадей на Аничковом мосту и резвой шестерки на Нарвских воротах в Санкт-Петербурге. Скульптура Клодта, установленная на здании Большого, изображена на сторублевой купюре.

Автор "Мастера и Маргариты" также когда-то служил в Большом театре. Фото: Евгения Новоженина/ РИА Новости

Воспитательный дом

Адрес: улица Солянка, 12-14с21

В массивном здании на Москворецкой набережной, известном как Воспитательный дом, в 1920-х годах находилась редакция газеты "Гудок", с которой Михаил Афанасьевич был тесно связан. Он верой и правдой прослужил в этом издании четыре года - сначала как литературный обработчик писем, а затем стал штатным фельетонистом. В этом коллективе Булгакову удалось поработать вместе с ярчайшими литераторами того времени - Ильфом и Петровым, Катаевым, Эрлихом и другими.

Сам Булгаков имел к изданию двойственное отношение. Ему чрезвычайно хотелось творить великое, но для того, чтобы длительное время работать над произведениями, нужно было иметь источник финансирования. "Гудок" позволял получать деньги за создание едких фельетонов. Однако это занятие часто воспринималось Булгаковым как помеха для подлинного творчества. Это противоречие необыкновенно терзало писателя.

Воспитательный дом был заложен еще при Екатерине II. В этом учреждении жили и воспитывались дети, оставшиеся без попечения родителей. Им не просто предоставляли кров, но и обучали ремеслам. После революции 1917 года здание переименовали в "Дворец труда" и разместили там различные редакции, профсоюзы и управление соцобеспечения. Сегодня у здания другие владельцы. На прилегающую территорию попасть нельзя: там идет реконструкция. Но можно насладиться красотой постройки, увенчанной шпилем, со стороны набережной.

В Воспитательном доме на Москворецкой набережной когда-то находилась редакция газеты "Гудок", для которой Булгаков писал фельетоны. Фото: М. Денисова. Mos.ru/ Узнай Москву

Квартира на Пироговке

Адрес: Большая Пироговская улица, 35Ас1

В одной из квартир дома на Большой Пироговской улице Михаил Афанасьевич жил с 1927 по 1934 год. Сначала со второй женой, а затем уже с третьей супругой Еленой Булгаковой. Именно в квартире на Пироговке, как называют ее любители творчества классика, писатель начал работу над "Мастером и Маргаритой", и здесь же он частично уничтожил первоначальный вариант текста, отправив рукописи в огонь. Кстати, в 1934 году во время работы над главой о пожаре в квартире Берлиоза пожар начался в доме самого Булгакова. Мистика, да и только. Но, как написано в "Мастере и Маргарите", "рукописи не горят": знаменитый роман был издан в 1966 году - увы, лишь через много лет после смерти автора.

В этих же стенах, на Пироговке, писатель создаст роман "Жизнь господина де Мольера" и пьесу "Кабала святош" ("Мольер"), о постановке которой во МХАТе рассказывалось выше. 18 апреля 1930 года именно в этой квартире произошел телефонный разговор с Иосифом Сталиным, после которого Булгаков был принят на работу в Художественный театр.

Сегодня здесь располагается филиал музея М. А. Булгакова. Его ключевой экспонат - письмо правительству СССР, в котором классик советской литературы рассказывает о волне несправедливой критики в адрес его произведений. Именно после этого письма Сталин и позвонил писателю.

Посетителям музея предложат взглянуть на булгаковские тексты с помощью пяти интерактивных столов. Каждый здесь сможет составить мнение о том, что могли столь упорно критиковать рецензенты. Это последняя точка вашего путешествия по следам писателя, поэтому советуем отдохнуть и заглянуть в музейную кофейню. Здесь гостям предлагают напитки, названные именами булгаковских героев, а на кофейной пенке, например, рисуют кота, в линиях которого угадывается вальяжный Бегемот.

В квартире на Пироговке Булгаков жил с третьей женой Еленой и начал работу над "Мастером м Маргаритой". Сейчас в этом здании расположен его музей. Фото: Даниил Примак/ Узнай Москву