Ян Гордеев: "Казань все-таки город с бедной архитектурой"
"Крот Казанский" побеседовал с одним из самых известных телеграм-краеведов
Видеопроект "Крот Казанский", посвященный истории Казани и Поволжья, записал беседу с краеведом и фотографом Яном Гордеевым, создателем telegram-канала "Архитектурасы" и Иваном Ротовым, автором канала "Прохладная история". В нем они говорят о зданиях, чье исчезновение переживается до сих пор, обсуждают Дворец земледельцев и сравнивают Казань с Нижним Новгородом и Самарой. Видео создано при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Утраты и потери придают жизни смысл
По словам Гордеева, посетители его канала — "это молодые люди, которые не видели советскую Казань, не говоря уже о дореволюционной". При этом большая проблема для человека, чьи посты строятся по принципу "было — стало" — отсутствие старых фото:
— Есть целые улицы и отдельные дома, у которых нет старых фотографий. Мне недавно понадобилась фотография Женского духовного училища, оно занимает угол улиц Фукса и и Бехтерева. Я нашел одну фотографию старинного фасада. А вот другой вид, где у них была домовая церковь, которая сохранилась в изуродованном виде, — таких фото нет.
Во многом контент "Архитектурасы" — это история утрат.
— Но именно утраты и потери придают жизни смысл. Именно утраты и потери. А не приобретения и победы. Как кто-то сказал: "Но их бедой была победа. — За ней открылась — пустота", — отметил Гордеев, процитировав Наума Коржавина.
Среди мест, которые ему особенно жаль, краевед назвал двор на улице Пушкина, где родился Шаляпин, и дом, где жил Велимир Хлебников (Калинина, 59).
Как разрушить здание
— У нас есть два способа разрушения памятников, — указал Гордеев. — Первый способ — это самый банальный: подогнать строительную технику и разрушить. Второй способ — разрушить памятник и начать его восстанавливать.
Как пример он вспомнил истории реставрации деревянных домов, которую поручали Минлесхозу, поскольку по простой логике именно он отвечает за дерево:
— Минлесхоз сносит памятник в пыль и выстраивает на его месте приблизительно такой же, — примерами стали, по словам Гордеева, новодельный дом, в котором сейчас работает Музей чак-чака, на улице Парижской Коммуны и пустующее здание, дом Алафузова, на улице Гладилова, 46. Если в первом постоянно можно видеть людей, то второй "макет" до сих пор пустует.
Как быть с Мергасовским домом
При этом порой только так здание можно спасти, как, возможно, может случиться с Мергасовским домом, отметил Гордеев:
— Я помню, как гулял по этому дому, это было лет пять назад. Я видел, что сохранить его не удастся. Там сквозные трещины между этажами, в которые можно просунуть руку. Собрать его невозможно. Или это можно будет сделать, но за очень большие деньги.
То есть разобрать здание, укрепить склон и построить такой же дом. Но лучше не из битого кирпича, низкокачественной арматурной стали и цемента, как было в 1928-м. Так произошло с номерами Курманаева на спуске улицы Чернышевского, где раньше находился кинотеатр "Спутник".
Тем, кто хочет поностальгировать по старой Казани, можно, по примеру Гордеева, поехать в Самару: "У меня было такое ощущение, как будто я гуляю по Казани 1994 года". По словам краеведа, там даже сохранились запахи того времени.
— Я очень сильно люблю Казань, это город, где я родился. Наверное ближе Казани городов у меня уже не будет. Но Казань все-таки город с бедной архитектурой, — сделал один из резких выводов Гордеев, сравнивая столицу республики с Нижним Новгородом.
А почему — можно узнать в подкасте.