Войти в почту

Средство от «оборотня»: ищут давно и не могут найти

Говоря о борьбе с «оборотнями в погонах», стоит затронуть и другую сторону этого противостояния. Да, никто не отрицает, что нечистых на руку стражей правопорядка необходимо привлекать к ответственности и наказывать по всей строгости Закона. Но…

Средство от «оборотня»: ищут давно и не могут найти
© Свободная пресса

Под одну гребенку

– В январе 2013 года в структуре Следственного Комитета РФ был создан специализированный отдел по расследованию преступлений, совершенных полицейскими и сотрудниками других правоохранительных органов, – говорит действующий полковник полиции, пожелавший не называть своего имени. – После этого количество возбужденных уголовных дел в отношении сотрудников кратно возросло. Увы, но среди тех, кто действительно запятнал честь мундира и кого изобличили в этом, были и сотрудники, что называется, не при делах.

По словам офицера, скорее всего, в том же СК РФ также существует «палочная» система. И в погоне за «результатами» некоторые уполномоченные на это и особо ретивые служивые в одну шеренгу с «вурдалаками» зачастую ставят невиновных. Такие прецеденты есть. В кругу полицейских прекрасно знают о сложившейся ситуации.

Газета МВД России «Щит и меч» не раз рассказывала о неправомерно задержанных и даже отданных под суд стражах правопорядка. Ведомственным журналистам, адвокатам и общественности, вступившимся за таких полицейских, удавалось порой снять обвинения, а по некоторым из них довести реальный срок до условного.

Состряпанные белыми нитками тома уголовных дел рассыпались под тяжестью неоспоримых улик, свидетельствующих или о полной невиновности фигурантов в погонах или же абсурдности самого обвинения. Так, огромный отклик среди служивых получил тогда материал Елизаветы Яланжи под заголовком «Шанс – один к тысяче».

Это дело старшего лейтенанта полиции Игоря Антонова стало своего рода показательным, когда при любой маломальской возможности и не разобравшись в сути произошедшего, пытаются засадить за решетку честно выполнявшего свой долг полицейского. Кстати, его коллеги задаются резонным вопросом: «Как можно защищать граждан, если сам сотрудник не защищен?».

Похожих примеров хватает. Это тема отдельного разговора. Однако, вернемся к нашим баранам, вернее к истинным «оборотням в погонах». На фоне проводимой специальной военной операции такая когорта людей в погонах выглядит, мягко говоря, омерзительно. Кроме отвращения ничего другого не вызывает. Особенно у их боевых товарищей, кто в эти минуты находится в зоне СВО.

Согласно «внутренней Конституции»

Многие эксперты и рядовые сотрудники правоохранительных органов утверждают, что с принятием зимой 2008 г. Федерального закона РФ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» по сути мало что изменилось.

Вопросом «как же так получается, что некоторые превращаются в оборотней?» многие задаются до сих пор. Раньше, в те же 90-е, тяжелые для страны времена, да и в последующие годы, когда экономическое положение в стране оставляло желать лучшего, их появление связывали в большей степени с нехваткой денег и мизерной зарплатой. Сейчас жалование правоохранителей на порядок выросло, но меньше силовиков-хапуг не стало. Значит корень зла в чем-то другом?

– Мой однокашник по военному училищу, перешедший в конце 90-х так же, как и я, из Минобороны в МВД, однажды озвучил крамольную мысль, – рассказывает бывший сотрудник тогда еще милицейского Управления по охране объектов высших органов власти и правительственных учреждений при ГУВД Москвы Андрей Попов.

– Мол, сложно постоянно копаться в грязи и самому не запятнаться. Товарищ говорил, словно оправдываясь, после того как совершил не очень красивый поступок. Потом приходилось подобную фразу слышать от других новых «коллег». Не согласен. Может, и банально-высокопарно звучит, но это так: главное «моющее средство», на мой взгляд, тут – совесть. Ни в коем случае не страх перед наказанием, а именно то, как ты воспитан с детства, твое отношение к жизни определяет сознание, и как следствие – поступки. И совесть здесь ставится во главу угла.

По словам Андрея Попова, взывать бессовестного полицейского к осмыслению гражданского долга – бесполезно.

Практикующий психолог, член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Наталья Спирина поясняет:

– Да, существует понятие «профессиональная деформация». Искажение восприятия и поведения, которые складывается ввиду особенностей рода деятельности. Но выражение «копаться в грязи и самому не запятнаться» — это скорее психологическая установка, выгодно используемая, чтобы переложить ответственность.

Люди могут и должны подчиняться общепринятым нормам морали, поведения и тому подобное. Но у каждого человека имеются ещё и собственные ценности – некий свод правил, образно говоря, «внутренняя Конституция». Закладывается она с детства, а в дальнейшем формируется через опыт, влияние окружения и много других факторов. И если происходит дисбаланс, скажем так – несоответствие общественного с личным – человек выберет последнее и будет делать только так, как ему выгодно.

По словам специалиста в сфере психологии, «профессиональная деформация» не страшна людям с верными установками и чёткой жизненной позицией о добре и зле.

Как бы там ни было, самое страшное не только в том, что коррупция среди служивого люда распространена и разъедает государство изнутри. Представьте: всего лишь один продажный полицейский своими поступками напрочь перечеркивает годы кропотливой и опасной работы огромного коллектива правоохранителей, бросая на своих товарищей тень позора и обрушивая, казалось бы, праведный людской гнев. Что бы сказали на это те, кто, защищая нас с вами от преступности, погиб при исполнении долга. Вопрос – риторический.