Звонок для учителя, а для кого перемены?
Должен ли учитель дежурить в холле во время перемен, во сколько должны начинаться собрания и сколько они могут длиться, как оплачивается занятие одновременно для нескольких классов или групп — ответы на эти и другие вопросы читателей публикуем в совместной рубрике «Парламентской газеты» и Российской академии образования (РАО) «Образование: право возможностей». Как действуют различные нормы права в сфере образования, рассказывает руководитель Центра образовательного законодательства и проблем правоприменения РАО Наталья Бондаренко.
- Как должна оплачиваться работа педагога, если он по каким-то причинам проводит занятие для нескольких групп одновременно? Занятие записывается в журналах всех групп. Умножается ли при этом оплата на количество групп?
- Действующее законодательство не содержит однозначного ответа на этот вопрос. Вместе с тем при системном толковании норм трудового права очевидно, что такая работа должна быть дополнительно оплачена. Согласно статье 151 Трудового кодекса, при увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы по трудовому договору работнику производится дополнительная оплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон. Очевидно, что, поскольку увеличилось количество учащихся во время конкретного занятия, увеличился и объем работы педагога, так как формы занятий могут предусматривать индивидуальную работу с учащимися. Кроме того, возрастет количество проверяемого домашнего задания.
Обращаем внимание, что, согласно части 1 статьи 60.2 Трудового кодекса, дополнительная работа наряду с работой, которая определена в трудовом договоре, может осуществляться только с согласия работника. Таким образом, администрация образовательного учреждения может поручить работу только с письменного согласия педагога и за дополнительную плату.
Для исключения таких ситуаций в будущем в правилах внутреннего трудового распорядка должен быть записан порядок оплаты труда педагогов при проведении занятий одновременно в нескольких группах или классах. Инициаторами внесения изменений в действующие правила внутреннего трудового распорядка могут выступить сами педагоги.
- Преподаватели нашего колледжа раз в неделю дежурят в коридорах во время перемен. Правомерно ли это, ведь перемены предназначены для того, чтобы преподаватели, как и студенты, отдохнули и подготовились к следующему занятию?
- Кроме Трудового кодекса, время труда и отдыха педагогов регулируют подзаконные нормативные акты и локальные акты образовательной организации. Так, приказом Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601 установлено, что в рабочее время преподавателя включается учебная (преподавательская) работа и воспитательная работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми обязанностями или индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная и так далее.
В пункте 2.2. приказа Минобрнауки № 536 от 11.05.2016 указано, что нормируемая часть преподавательской работы определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, установленные для учащихся. Таким образом, законодатель относит перерывы и перемены к рабочему времени преподавателя, что указывает на правомерность привлечения преподавателей к дежурствам в этот период.
При этом, безусловно, при составлении графика дежурств должен учитываться режим преподавательской работы в соответствии с расписанием занятий и общим планом мероприятий, чтобы не допускать длительного дежурства педагогов и дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или она незначительная (пункт 2.3. приказа Минобрнауки № 536 от 11.05.2016).
- У администрации колледжа нет понятия личного времени преподавателя. Отведя 2-3 пары, преподаватель вынужден сидеть еще 1-2 пары в ожидании бесконечных совещаний и собраний. Руководство мотивирует это тем, что у преподавателя ненормированный рабочий день. Справедливо ли это? И что значит ненормированный рабочий день для преподавателя?
- В соответствии со статьей 101 Трудового кодекса, ненормированный рабочий день означает возможность эпизодического привлечения работника к выполнению его трудовых функций за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем работодатель вправе определить самостоятельно, зафиксировав его в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте. Такие документы принимаются только с учетом мнения представительного органа работников.
Кроме того, условие о ненормированном рабочем дне должно быть указано в трудовом договоре с конкретным сотрудником, там же должна быть указана продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в режиме ненормированного рабочего дня. При этом она не может составлять менее трех календарных дней (статья 119 Трудового кодекса). Если вышеперечисленные условия не были соблюдены, утверждение администрации о том, что у педагогов ненормированный рабочий день, безосновательно.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что участие преподавателей в работе педагогических советов, методических советов, работа по проведению родительских собраний являются обязательными. Эта часть работы регулируется планами и графиками организации, утверждаемыми локальными нормативными актами организации (пункт 2.3. приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).
Таким образом, если в организации утверждены графики проведения собраний и прочего в установленном законом порядке, педагог обязан на них присутствовать независимо от того, установлен особый (ненормированный) режим работы или нет. Если таких документов в образовательной организации нет, то работа за рамками рабочего времени будет считаться сверхурочной и должна быть соответственно оплачена.
Отмечу также, что специальных требований к проведению собраний и совещаний в образовательных организациях не установлено. Вместе с тем любая организация вправе определить такой порядок и закрепить его в локальном нормативном акте.
- Администрация школы обязывает преподавателей выходить на работу в субботу, хотя расписание составлено по пятидневной рабочей неделе. Директор мотивирует это тем, что рабочее время педагога 36 часов в неделю. Моя ставка 23 часа. В месяц я должна работать по субботам не менее 6 часов, 2 часа — методическая работа и 4 часа работа с детьми как классный руководитель. Насколько это правомерно?
- Режим рабочего времени устанавливается трудовым договором. Если в трудовом договоре указано, что вы работаете по пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, требование администрации о работе в субботу является незаконным.
Если в трудовом договоре не указана продолжительность рабочей недели, то следует обратиться к правилам внутреннего трудового распорядка работников, в которых в силу требований части 4 статьи 189 Трудового кодекса обязан быть указан режим работы организации. Обращаю внимание, что указанные правила должны быть обязательно размещены на сайте образовательной организации.
Если же в трудовом договоре и правилах внутреннего трудового распорядка установлен режим шестидневный рабочей недели, то есть суббота в соответствии с графиком является рабочим днем, но при этом занятий или других запланированных мероприятий в этот день нет, то требование администрации находиться в школе также будет неправомерным.
Неправомерным является и требование об отработке в течение 4 часов классным руководителем, поскольку деятельность классного руководителя является дополнительной работой, не входящей в круг основных обязанностей педагога, и выполняется в порядке совмещения в период основной работы, то есть разделение работодателем часов основной работы и классного руководства является неправомерным.
Что касается продолжительности рабочего времени, трудовое законодательство определяет только верхнюю границу для педагогов — 36 часов (часть 1 статьи 333 Трудового кодекса). Соответственно, при вашей ставке в 23 часа доводы администрации о том, что рабочее время педагога составляет 36 часов и вы должны их отработать, противоречат действующим нормам права.
- В конце учебного года директор колледжа зачитал положение, что за две недели до начала учебных занятий преподаватели должны выставить в документообороте все лекции по дисциплине, практические занятия и самостоятельные работы на следующий год. Так как у многих преподавателей программы новые, фактически весь отпуск им придется работать над этими материалами. Зачем в сентябре выставлять на платформе ДО материалы, которые потребуются в апреле или мае?
- Как уже было сказано, рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включает учебную (преподавательскую) и воспитательную работу, а также другую педагогическую работу, предусмотренную трудовыми обязанностями или индивидуальным планом, в том числе методическую, подготовительную, организационную, диагностическую и другую работу. Следовательно, подготовительная деятельность к занятиям, в том числе написание планов, курсов и других материалов должно проходить в рабочее время, а не во время, предназначенное для отдыха. Задача педагога так организовать свою деятельность, чтобы успевать выполнять свои должностные обязанности в рамках своего рабочего времени.
Относительно сроков подготовки учебных материалов и лекций, согласно пункту 16 Порядка приема на обучение по образовательным программам СПО от 2 сентября 2020 года приказа Министерства просвещения № 457, образовательная организация обязана ознакомить поступающего или его родителей со своим уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, образовательными программами и другими документами.
Возможно, в локальных актах вашего колледжа предусмотрена обязанность ознакомить поступающих с теми документами, которые требовала подготовить администрация. В этом случае требования директора колледжа законны и обоснованны. Если же локальными актами не предусмотрена обязанность учреждения по ознакомлению поступающих и обучающихся с лекциями по дисциплинам и размещение их в системе документооборота, то требование по подготовке этих документов во время отпуска является незаконным.
Для исключения таких ситуаций в будущем рекомендуем сроки подготовки и перечень требуемых у педагогов документов прописать в правилах внутреннего трудового распорядка.
Кроме того, напоминаем, что возникающие между работниками и администрацией разногласия могут быть рассмотрены на Комиссии по урегулированию споров, которая должна быть создана в обязательном порядке в каждом образовательном учреждении. Полномочия у комиссии достаточно обширные, а ее решения обязательны для всех участников образовательных отношений.