Войти в почту

Министр культуры Нижегородской области рассказала о мероприятиях на 2024 год

Министр культуры Нижегородской области рассказала о мероприятиях на 2024 год
© В городе N

Если несколько лет назад любителям искусства и туристам в Нижнем Новгороде приходилось выбирать максимум между выставкой и спектаклем, то теперь от обилия мероприятий разбегаются глаза, и город по праву получил статус «Культурной столицы-2024». В предновогоднем интервью ИА «В городе N» министр культуры Нижегородской области Наталья Суханова рассказала о фестивалях, которые нас ждут, о юбилее Пушкина, поддержке отрасли кино и открытии филиала «Русского музея». А еще по нашей просьбе глава Минкульта дала совершенно искренние советы, как привить ребенку любовь к книге и вообще к искусству и куда сходить с детьми в зимние каникулы.

Наталья Евгеньевна, в конце года все говорят об итогах, и я вас тоже попрошу, так сказать, подвести черту. Расскажите, пожалуйста, что изменилось в культурной жизни Нижнего Новгорода и области после 800-летия и какие задачи стоят перед министерством сейчас?

Первое — мы практически полностью обновили инфраструктуру. Только по линии министерства культуры мы отремонтировали 45 объектов культурного наследия. Это и обновление театров (и мы сейчас не говорим про капитальный ремонт, которым начнем интенсивно заниматься в конце 2024 года) и музеев, и открытие новых пространств, таких как Манеж и Пакгаузы. Мы практически в два раза увеличили площади одного только Нижегородского художественного музея. Мы не только обновили внешний облик объектов, но и полностью их переоснастили: это климатические системы, освещение и, конечно, новейшее выставочное оборудование, которое сегодня позволяет принимать у нас проекты крупнейших российских музеев. Чего стоила только выставка «Художник и сказка» (6+)! Представлять в Нижнем Новгороде коллекцию Васнецова — это был просто подарок судьбы! Результат нашей колоссальной работы — доверие со стороны таких мощных музейных институций, как Третьяковка, Пушкинский музей, Русский музей. А последний является нашим серьезным партнером в ряде проектов. Мы обновили и сферу образования. Я убеждена, что дети должны учиться и вообще жить в красивой обстановке, тем более если речь идет о культуре. Очень приятно, что мы открываем новые творческие пространства, которые знакомят ребят с интересными профессиями. Рада, что не только мальчики, но и девочки, которых, кстати, большинство, с удовольствием покоряют направления 3D-графики, анимации, цифровых технологий в «Школе креативных индустрий».

Второе — обновленная инфраструктура позволила нам получить лучший продукт, о котором мы мечтали. Мы открыли музейные дворики, где у нас проходит цикл интересных мероприятий. Только вчера с руководителем художественного музея фантазировали на тему цикла фестивалей во двориках. И на самом деле это реализуем. Это могут быть и романсы, и джаз, и ряд других мероприятий. В этом году у нас с успехом прошел замечательный проект «Музыка балконов» (12+). Представляете, как здорово летом прийти на концерт не просто в зал, а в цветущий сад! И мы не останавливаемся. Постоянно какие-то вызовы. Серьезные, космические!

Один из них — это, наверное, достойно встретить 2024 год в статусе «Культурной столицы». Пожалуйста, приоткройте завесу тайны: какие мероприятия нас ждут?

Их будет более 150. Но скажу честно, у нас не только «Культурная столица», но и серьезные юбилеи, и все для меня крайне важные. Я считаю, что Валерий Павлович Чкалов — легенда мирового значения, к его 120-летию (отмечается 2 февраля 2024 года — прим. ред.) летом нас ждет серьезный цикл интересных, красивейших событий. И не только в Чкаловске, но и в Нижнем Новгороде. Конечно же, Пушкин. Это наше все, это тоже мировое наследие. Сейчас к его юбилею идет мощное обновление территории музея-заповедника в Большом Болдине, Львовке, реэкспозиция абсолютно всех объектов, открытие дома культуры, который позволит получить все сервисы, недостающие посетителям. На этот объект мы получили средства из федерального бюджета, в том числе здесь действительно серьезная поддержка Минкульта РФ. И очень приятно внимание нашего губернатора, который с удовольствием поддерживает наши проекты. Только на обновление территории музея-заповедника в Большом Болдине суммарно направлено более 500 млн рублей. Конечно, это серьезный вызов и ответственность: справимся ли мы с такой задачей? Потому что мы прекрасно понимаем, что к юбилейной дате 6 июня с такими масштабами будем подходить впритык и, наверное, ряд мероприятий будет проходить уже в Болдинскую осень, один из самых красивых сезонов. То есть будем все открывать циклами. А какая будет насыщенная событийная программа! На территорию села приедут звезды, и благодаря Президентскому фонду культурных инициатив мы получили почти 10 млн рублей на проведение фестиваля в Болдине. Это прорыв и серьезный дополнительный ресурс. То есть мы используем абсолютно все источники для того, чтобы развивать и нашу столицу, и все центральные точки региона. Любая юбилейная дата нас привлекает, мы начинаем обновлять инфраструктуру, планировать событийную программу и, конечно, не забываем тему образования, что тоже крайне важно.

Читайте такжеМасштабная реставрация проходит в Болдине к 225-летнему юбилею А.С Пушкина

Если все же вернуться к теме «Культурной столицы», что войдет в ее программу?

Это все те же любимые нижегородцами и нашими гостями фестивали — Intervals (0+), «Столица закатов» (16+), «Стрелка» (12+). Помимо этого, будет и ряд новых мероприятий, о которых позже, я думаю, расскажет Олег Алексеевич Беркович. Нам во время летних фестивалей даже немного страшно от масштабов: оттого, что события происходят одновременно на всех городских площадках. Мне, например, за день сложно все обойти. Но я вижу радость молодежи, которая говорит, как у нас красиво, какой благоустроенный город и насколько комфортно себя в нем ощущаешь. Мне очень приятно, когда мои сыновья сравнивают Нижний Новгород с другими городами, регионами. Когда мы последний раз путешествовали семьей и посетили Калининград, сын мне сказал: «Мам, ты знаешь, я оценил, какие преобразования произошли в нашем городе и сколько всего вы делаете для этого!». Это самая главная оценка, когда ребенок понимает, сколько труда вложено, чтобы ему было хорошо. Значит, действительно не зря мы два года строили, ремонтировали. И когда ты видишь радость в глазах жителей любого района, счастливые глаза детей, — наверное, это самое главное счастье и та обратная связь, которая позволяет дальше находить силы и двигаться семимильными шагами.

Вот вы сказали: «Пушкин — наше все». А что для вас лично значит Пушкин? Может быть, вы что-то новое для себя в нем открыли?

Это сложный выбор приоритетов, но я немного слукавлю и скажу, что для меня Пушкин — это самое главное в жизни. Я очень люблю Александра Сергеевича, с удовольствием изучаю литературу, которую выпускает наш Болдинский музей-заповедник, я читаю его дневники, письма, перечитываю его произведения, как ребенок, окунаюсь в мир его сказок, которые очень красиво проиллюстрированы. И сейчас у меня происходит переосмысление его творчества. Когда я оказываюсь на территории Болдина, я понимаю, что вдыхаю его суть, жизнь… А еще я пережила заново любовь к творчеству Александра Сергеевича и, наверное, пережила ее каждой клеточкой своего тела. Когда мы начали реэкспозицию мемориальных объектов, сначала планировали оснастить их новым оборудованием, потому что это интерактивно, современно. И в какой-то момент я поняла, что-то пошло не так. Ведь тема-то мемориальная! Мы срочно выехали на аналогичные объекты, связанные не только с Александром Сергеевичем, посмотрели, как там это реализовано. Я поняла, что самое главное — это ощущение Пушкина именно в том месте, где он жил, творил, что именно связь человека с местом, а не технологии должны помогать окунуться в эту атмосферу. И это позволило нам привлечь супер-специалистов. Это интересная часть моей работы, когда погружаешься в вопрос и прислушиваешься к людям, которые трепетно относятся к истории и не позволяют разрушать место силы, которое нельзя портить излишними технологиями. Мы часами общались, обсуждали, каким должен быть обновленный мемориальный музей. Подбирали исторические предметы, с помощью федеральных музеев закупили у антикваров ряд вещей, которые позволят почувствовать, что Александр Сергеевич только что здесь был и только что в этих комнатах творил. Поэтому для меня это просто полная перезагрузка. Если раньше, с детских лет, я просто читала произведения и пыталась их осмыслить, то сейчас я пытаюсь понять самого поэта в первую очередь как человека: чем он жил, чем дышал.

Какие объекты в Большом Болдине откроются уже к 6 июня?

Это вся инфраструктура, благоустройство, большая часть парковых территорий, мемориальные объекты на всех трех частях музея-заповедника, сервисные зоны, мостики, беседки и новые малые архитектурные формы, подсветка, комфортные зоны релакса для посетителей, новые маршруты, программы. Мы будем усиливать то, что нравится и уже любимо, и открывать то, чего еще не было. Потом будут совместные выставки с ведущими музеями страны, связанными с Александром Сергеевичем, они представят здесь экспонаты. Будут интересные выставочные проекты, насыщенная концертная программа — в общем, масса всего. Главное, успеть реализовать этот объем, потому что бюджет вложен колоссальный.

Есть ли в Нижнем Новгороде и Нижегородской области такие объекты, в которые вам хотелось бы вдохнуть жизнь, как это сделано с пакгаузами или тем же самым домом культуры в Большом Болдине?

На самом деле, это каждый культурный объект. Не бывает такого, чтобы мы во что-то вдохнули жизнь и пошли дальше. Мы каждый объект продолжаем улучшать, модернизировать.

Сейчас у нас в центре внимания не отдельные здания, а целый пласт нашего советского наследия, монументально-декоративное искусство. Мы начали изучать тему и поняли, что она не проработана даже на федеральном уровне. Здесь мы, можно сказать, подошли к сложной задаче. В Дзержинске и Нижнем Новгороде уже восстановили ряд монументальных панно, сейчас то же самое делаем с мозаикой на улице Березовской. Сначала подбирают утраченные фрагменты и укрепляют сохранившиеся на производстве, потом работы начнутся непосредственно на месте — надеемся, что это произойдет весной.

Читайте такжеКак решают проблему сохранения нижегородского монументального искусства

Это непростой проект, потому что, с одной стороны, есть позиция населения, а есть экспертное сообщество, архитекторы и специалисты, с которыми нужно очень аккуратно выстроить диалог и правильно понять, как этим заниматься. Монументально-декоративное искусство оказалось настолько интересным пластом нашего наследия! Например, Дзержинск — это Мекка. Это территория, на которой можно создать целую эксклюзивную экскурсионную программу. Когда я работала в Дзержинске, изучала уникальные панно, любовалась, и это для меня был отдых! Сейчас мы подключаем экскурсоводов и турсообщество для того, чтобы они задумались, как правильно построить эти маршруты. Мы благодаря грантовой поддержке создали электронную базу работ. Эксперты сейчас анализируют эти объекты, расставляют приоритеты, что реставрировать в первую очередь, где найти ресурсы. На какие-то панно мы будем получать средства из регионального бюджета, на какие-то — грантовые, как это было в Дзержинском музыкальном колледже. Это огромный пласт работы, которым мы будем заниматься с большим удовольствием, потому что это не меньшее наследие, чем уникальные фонды наших музеев. Оно тоже требует огромного внимания, а главное, разработки нормативно-законодательной базы, которой сейчас нет. Нам же не только важно понимать, где взять средства на реставрацию, но и как дальше содержать эти работы, как обеспечить их полную сохранность, чтобы не было «экспериментов» со стороны жителей или администраций. Ведь сколько панно было уничтожено порой вроде бы с благими намерениями, когда, например, нужно утеплить стену детского сада. А законодательно наказать людей за это нельзя. Поэтому мы и пытаемся разработать нормативную базу.

Мы развиваем территории, в том числе переносим опыт 800-летия Нижнего Новгорода на другие юбилейные районы, только уже в меньших пропорциях. В этом году прошли 500-летие Васильсурска, 300-летие Тонкина. И в следующем году, как я уже сказала, у нас два юбилейных события, не считая районных центров-юбиляров: Балахны, Спасского. Обновляется инфраструктура, и здорово, что развитие территорий идет в комплексе. Конечно, мы счастливы, что в первую очередь преображаются учреждения культуры, и не только благодаря национальному проекту, по которому мы ежегодно получаем федеральные средства, но и как раз благодаря юбилеям.

Читайте такжеКак прошел первый день празднования 500-летия Васильсурска

Давайте поговорим про международную ситуацию. Как развивается сотрудничество, культурные обмены в условиях санкций?

Мы очень плотно работаем со всеми дружественными странами, с большим удовольствием заключаем соглашения с разными учреждениями культуры. Например, очень активно работает в этом направлении «Рекорд». Это и сирийские культурные мероприятия, которые у нас уже проходят второй год, и сотрудничество с Бразилией — красивейшей страной, которую мы первый раз представили на кинофестивале. Мы этим не ограничиваемся и рассчитываем на ряд проектов, в том числе выставочных, театральных. Тем более, у нас с этой страной много общего: даже известная героиня Бразилии, оперная певица Надежда Булычева — по происхождению нижегородка. С Республикой Беларусь у нас уже давно плотное сотрудничество, и уже без помощи министерства учреждения культуры гастролируют, заключают соглашения, проводят обмены. Здесь тот случай, когда уже лучше не мешать. Если нужна помощь, они приходят и говорят: «Наталья Евгеньевна, мы хотим на гастроли, нам уже там все родное». Мы открыты любым предложениям по сотрудничеству, Глеб Сергеевич с удовольствием их поддерживает, выделяет финансирование, потому что однозначно есть что показать и о чем рассказать.

Как мы помним, киноиндустрия стала одной из наиболее пострадавших отраслей культуры из-за санкций. Какую поддержку получают в Нижегородской области кинотеатры и кинематограф?

Кино — это мощная отрасль, которая должна приносить региону доход, обеспечивать новые рабочие места, развивать творческий потенциал специалистов киноиндустрии. В этом году в Нижегородской области кинокомиссия оказывала поддержку 20 проектам, а киносъемок было намного больше. Мы создали кинокомиссию и ежегодно модернизируем ее работу, меняем условия. Например, в этом году в программу рибейтов (возврата компенсации расходов) уже включены такие номинации, как 10-минутный документальный фильм, ролики, которые отображают красоту региона и показывают наши прекрасные виды, уже узнаваемые в кино. Я с удовольствием посещала площадки, знакомилась с артистами, режиссерами, мы проводили опрос, какая нужна помощь, как развивать это направление. На самом деле, это правда еще непаханое поле для поднятия отрасли, но уже есть прорыв. Во-первых, ежегодно выделяются 20 млн рублей — и это не предел. В результате интерес к региону у киноиндустрии вырос более чем в два раза по сравнению с прошлым годом. Если в 2022 году в Нижегородской области были сняты семь художественных фильмов и три документальных проекта, то в 2023-м — девять кинолент, семь документальных и четыре рекламных ролика и телепередач.

Очень хорошо показала свою работу кинокомиссия, которая создает условия для съемочных процессов. Если этого недостаточно, я подключаюсь на своем уровне, и мы привлекаем все возможные ресурсы. Как показывает статистика «Пушкинской карты», кино — лидер по продажам. То есть молодежь с удовольствием тратит средства на просмотр фильмов, и поэтому мы, конечно, сделаем все возможное для того, чтобы развивать и поддерживать эту отрасль.

Вы недавно говорили про новое направление сотрудничества с «Русским музеем» — создание выставочного центра «Русский музей — Нижний Новгород». Можете рассказать о нем подробнее?

Буквально вчера мы до позднего вечера общались с руководителем Русского музея Аллой Юрьевной Маниловой. На самом деле, у нас большая дружба с Русским музеем. Я очень уважаю его руководителя, это действительно талантливый профессионал. Что такое Русский музей? Это ведущий художественный музей страны. Когда мы туда приехали, мы поняли, что в фондах большой пласт, связанный с нашим регионом. Там живопись, графика, скульптура, документы, и все это никогда нигде не выставлялось, их еще ни разу никто не видел. Мы поняли, что хотим выставку, стали вести переговоры. Русский музей нас поддержал, предоставил работы для выставки «Художник и сказка», которая произвела фурор: меньше чем за два месяца она собрала 50 тысяч посетителей. Несмотря на то, что Третьяковская галерея тоже дала очень много произведений, это в первую очередь инициатива Русского музея и конкретно Аллы Юрьевны. Сначала мы говорили об открытии виртуального центра Русского музея, потом разговорились и поняли, что нам этого мало, мы хотим быть филиалом. Это значит, что мы сможем в течение всего года проводить выставки работ из фондов. Вы представляете, сколько можно показать красивого! Дальше — образовательный центр, работа с детьми, переподготовка наших специалистов музейной сферы на базе Русского музея.

Уже известно, где откроется филиал?

Место уже согласовано. Мы откроем выставочный центр в 10 корпусе на территории Кремля, где раньше находилось министерство культуры Нижегородской области. Сейчас в этом здании проходит реставрация. Планируем, что в апреле приедет Алла Юрьевна, мы покажем помещение и обсудим концепцию, каким замечательным будет первый выставочный проект.

Давайте поговорим о детях. Что бы вы как министр и как мама посоветовали читать современному ребенку? Как в эпоху гаджетов привить детям любовь к книге?

Я тут принесла на реставрацию в библиотеку свои книги из детства. Это мои первые и самые любимые книги. Вот, например, «Три повести о Малыше и Карлсоне» я читала десять раз. Мне ее подарили папа с мамой, она тогда 95 копеек стоила. Я ее зачитала до смерти, а потом и мои дети. У нас появился реставрационный центр, и я хочу это семейное наследие сохранить. Я хочу сказать, что вообще-то ничего не меняется. Да, конечно, интересы у всех разные: например, мама моего супруга подарила детям сказки Андерсена, и мы тоже ее читали. Очень важно то, что читают сами родители. И когда в семье малыши, то, что ты в них будешь вкладывать, то и останется. Я вам показала свою детскую библиотеку, а ведь раньше хорошие были книги. Я, например, из семьи военнослужащих, и мы долгое время жили в тайге, потому что папа и мама строили Байкало-Амурскую магистраль. Поэтому, когда в военторге был привоз, вставала очередь на все — и на книги тоже. И привоз был не каждую неделю. Например, если привозили мандарины, родители покупали ящик на целый год и прятали от нас с братом на балконе, чтобы мы не объелись, а мы пытались его открывать. Когда родители принесли мне книгу «Малыш и Карлсон», я с ней спала, она лежала у меня под подушкой, я ее перечитывала. Тогда для меня ценность была, что мы ее вообще достали, что вот она, живая, у меня в руках. И я пыталась перенести детям эту любовь к книгам. Очень интересно получается. Младший сын больше любит слушать книги, а старший читает только бумажные. Он весь завален книгами, к нему просто в комнату невозможно войти, у него есть коллекции, в том числе фантастики. И он не разрешает их никому отдавать, дарить. Я вообще считаю, что родители должны изначально приучить ребенка читать. И нельзя ругать детей, если они больше любят слушать. Мой старший сын, например, любит запах книг, и когда появляется новая, он просит меня не открывать первой… И было интересно, когда я нашла такой парфюм «аромат книги». На самом деле, читать можно все: сказки, былины, рассказы. У нас в семье есть такая традиция: мы читаем письма с фронта ко Дню Победы. Даже сейчас садимся с младшим, открываем дневник писем и читаем. Ну и есть тематика, настроение — например, под Новый год хочется слушать новогоднюю музыку, и с книгами то же самое. Очень важно через книгу передавать детям ценности, эмоции, традиции — в моей жизни было так, и я старалась это сохранить в семье.

Каким было ваше первое знакомство с искусством?

Мы выросли на сказках. Если говорить о моем первом погружении в художественный мир, все началось с учебника по литературе. Я увидела «Богатырей», когда писала сочинение, а потом мечтала увидеть воочию эту картину, над которой Васнецов работал 20 лет! В тайге не было галерей, музеев, но я жила со знанием, что где-то же это есть. И когда мы через восемь лет переехали поближе к столице, я эту мечту реализовала. Когда я увидела картину воочию, я поняла, что переживала в те моменты, когда рассматривала учебники.

И напоследок: в этом году в Нижнем Новгороде очень насыщенная новогодняя программа. Что бы вы посоветовали посетить семьям с детьми?

Первое — гуляйте по городу. Одна только иллюминация поражает, уже скоро столица будет нам уступать. Я помню то время, когда я работала в департаменте культуры, на площади Минина была темнота. Мы занимались елками, мероприятиями, и мы не знали, где взять освещение. Сейчас можно просто гулять вокруг Кремля, по Большой Покровской, и уже ощущаешь себя как в сказке. Наш город — это изначально наследие, памятники культуры на каждом углу. Можно просто восхищаться архитектурой, она заслуживает отдельного внимания, восстановленная, красивая.

Читайте такжеЧто посмотреть в Нижнем Новгороде

Во-вторых, музеи. В Усадьбе Рукавишниковых проходит ежегодная новогодняя, просто сказочная выставка. Всегда заслуживает внимания основная экспозиция русской живописи в Доме губернатора.

В Манеже проходит замечательная выставка «Гуляя по старому Нижнему» (0+) с Татьяной Павловной Виноградовой. Не устаю о ней рассказывать, потому что это уникальный образовательно-культурный проект. Это в том числе и лекции. И выставку, и образовательную программу по запросу посетителей продлим на февраль и март. При этом мы обновим экспозицию, углубимся, например, в тему театра рубежа XIX–XX веков. Про лекции: мы искали специалистов со всего региона, чтобы они могли поделиться информацией, которую они годами собирали. У детей пользуются популярностью театрализованные иммерсивные экскурсии ТЮЗа в рамках этой выставки, когда молодежь рассказывает молодежи, каким Нижний Новгород был раньше. Это любовь, эмоции, чувства, восприятие архитектуры и событий нашего замечательного города рубежа веков. Важно это эмоциональное погружение в тему, максимальное доверие между посетителем и организаторами. Ведь даже фотографию можно по-разному воспринимать!

Читайте такжеЧудеса по соседству: календарь новогодних событий в Нижнем Новгороде

В-третьих, театры. Классическая тема — «Щелкунчик» (0+) в нашем театре оперы и балета. Всегда замечательные концерты в Пакгаузах, там сама атмосфера новогодняя: сидишь в зале, а перед тобой панорама города со сказочной иллюминацией.

Ну и следите за афишами. Я сама с удовольствием еженедельно выбираю для своих соцсетей анонсы мероприятий. Мне очень приятно, что люди моим подборкам доверяют, откликаются, говорят «спасибо», а если я в определенное время их не публикую, мне уже пишут: «А где афиша?». Это на самом деле сложный механизм, потому что мы проверяем наличие мест, чтобы человек не просто мог узнать о каком-то проекте, но и приобрести билеты.

Кстати, поделюсь своим наблюдением: недавно ходила на выставку «Гуляя по старому Нижнему», и там была на экскурсии группа детей. Я видела неподдельный интерес в их глазах, и это очень здорово. Будут ли еще подобные выставки в Нижнем Новгороде?

Особенность в том, что это смешанные проекты. Это был наш эксперимент, и он очень удался. Когда мы представляли полотна Васнецова, было по-другому. Привезли «Ивана-Царевича на Сером волке»», «Витязя», и сразу: «О, пошли смотреть!». Потому что это шедевры: интересно, знаково, и детьми, и взрослыми воспринимается как память. А здесь мы затронули тему истории города, архитектуры, людей, которые прославили этот город, мы использовали ряд механизмов, технологий, разные виды искусства. Каждый человек находит что-то свое. Кто-то больше воспринимает театр, кому-то нравится интерактив: потрогать, ощутить присутствие. Кто-то, особенно дети и молодежь, видят уникальные кадры, кинохронику и не представляют, что когда-то Нижний Новгород выглядел так. Удалось техническое, цветовое и архитектурное решение. Вы как будто гуляете по городу, проходите по улицам, погружаетесь в историческую атмосферу. Ну и еще сама Татьяна Павловна — легенда, и мне хочется, чтобы ее услышали все, особенно молодежь. На выставке можно уединиться и послушать ее аудиоэкскурсию. Поэтому я считаю, что смешанные проекты сейчас максимально успешны, и я просто ставлю задачу перед каждой выставкой, чтобы она включала в себя цикл событий, а не только саму экспозицию. Это такая тема для развития.