Итоги года по литературе: тише едешь - дальше будешь?
Можно сказать, значительных открытий и потрясений в литературе в этом году не случилось. Впрочем, литература - тихое искусство. Живет и развивается в любые времена и без особого шума. И, как хорошее вино, вызревает с годами. Но и без знаковых событий в 2023-м все же не обошлось.
Одно из событий - создание Ассоциации книжных фестивалей "Читающая Россия". Не то чтобы раньше у нас по городам и весям не проводилось книжных праздников. Просто теперь, с ассоциацией они становятся регулярными, со временем фестивали придут в каждый уголок страны. Нынешний год ознаменовался десятком книжных смотров с ярмарками, встречами с читателями, лекциями, мастер-классами и даже театральными постановками.
"Книжный фестиваль, пожалуй, одно из немногих массовых мероприятий, где автор и читатель могут встретиться взглядами. Это "глаза в глаза" не заменить никакой видеоконференцией", - уверен директор ассоциации Михаил Фаустов.
Лидером по продажам, да по всем параметрам стал фестиваль "Белый июнь" в Архангельске. Белые ночи, Северная Двина, Поморская кухня, мезенская роспись… Издательства слетаются сюда, словно пчелы на нектар. Местные читатели отвечают взаимной любовью. Такие вот литературные прививки Фаустов, как вдохновитель фестивального движения, и делает по всей стране, которая все еще остается литературоцентричной.
Заметное развитие издательства "Альпина.Проза". На литературной карте оно появилось 1,5 года назад и благодаря вкусу главного редактора - Татьяны Соловьевой - уверенно шагнуло в книжное море, представив сразу несколько сильных дебютантов, которые тут же оказались в финале главных литературных премий - "Большая книга", "Ясная Поляна". И если Александра Шалашова ("Салюты на той стороне") и Екатерина Манойло ("Отец смотрит на запад") вышли из премии "Лицей", то Хелену Побяржину ("Валсарб") издательство выловило из самотека и подарило читателям прекрасный роман. За ними пристально следят теперь читатели и критики. И премии у них, конечно, впереди… В авторах "Альпина. Проза" - и Ислам Ханипаев, и Рагим Джафаров, и Антон Секисов - "молодая шпана, что сотрет нас с лица земли", как пел Владимир Шахрин. Впрочем, даже если не сотрут, то добавят свежей крови, что всегда полезно.
Главную национальную премию - "Большую книгу" - в этом году взял Евгений Водолазкин за роман "Чагин". Справедливо? Вполне. Как верно подметила издатель Елена Шубина, "в романе виртуозно сочетается трагическое и комическое". История мнемониста Исидора Чагина о памяти, которая может стать даром, а может и проклятьем, впечатлила и читателей, и литературных академиков. Второе место - Юрий Буйда ("Дар речи"), третье - Алексей Сальников ("Окультреггер"). Да, и в читательском голосовании победил "Шолохов. Незаконный" Захара Прилепина.
И Водолазкин, и Буйда уже были победителями "Большой книги". Список финалистов в этот раз был чуть ли не самым длинным (15 книг) и интересным, сочетал маститых авторов и дебютантов. Среди книг - дилогия "снарк.снарк" Эдуарда Веркина, которую, увы, "прокатили" (может, не успели прочитать?) литературные академики - на мой взгляд, незаслуженно. История у Веркина о жизни провинции, в ней много иронии, абсурда, метафор и горькой правды. Настоящий большой (не только потому, что в нем 1500 страниц) и увлекательный роман. Он требует вдумчивого прочтения и вполне заслуживал места в тройке победителей - но, увы, попал лишь в тройку выбора читателей. Почетная, но все же не победа… В общем, иногда неплохо награждать не только тех, кто был уже отмечен много раз.
P. S. Заглядываю в планы издательств на год будущий - и там, уверяю, будет, что читать и обсуждать, и праздновать: литературная жизнь, хотя и тише, но насыщенна не меньше, чем киношная и театральная.