Итоги года в классическом театре: запреты русской культуры терпят фиаско
Жизнь и афиша оперных театров и академических концертных залов в России в уходящем году, естественно, несли на себе отпечаток существующих обстоятельств. Однако немало событий оказались знаковыми, судьбоносными и художественно значимыми и интересными, как для года уходящего, так и будущего.
Два события
Самыми громкими стали два события. Речь о начале реформы национальной театральной премии "Золотая Маска", которая сменила и команду, и правила соревнования. Теперь списки номинантов, определенные экспертным советом, будут утверждаться секретариатом СТД России, таким образом мнение экспертов по новому положению не является окончательным, как то было прежде. Также четко определено количество номинантов: на соискание Премии в любой номинации может быть представлено не более пяти, но не менее двух номинантов.
И, конечно, в топе новостей оказалась смена руководства Большого - на посту гендиректора Владимира Урина после десяти с половиной лет работы сменил Валерий Гергиев.
Персона
Безусловно вне конкуренции Валерий Гергиев. Маэстро ныне возглавляет, помимо театров, Московский Пасхальный фестиваль, под эгидой которого он вместе с мариинскими музыкантами, по его собственному признанию, побывал с концертами уже в восьмидесяти городах России, а также Всероссийское хоровое общество. А также теперь избран сопредседателем Союза театральных деятелей и продолжает руководить Международным конкурсом имени Чайковского.
Событие
Конкурс имени Чайковского, который вопреки всем сомнениям был проведен, как и прежде сохранил свой международный статус и незаурядный интерес как среди музыкантов, так и среди слушателей. Правда, публика по-прежнему мечтает о том, чтобы конкурс перестал жить на два дома в двух столицах и вернулся на родину в Москву.
Открытие
Молодой пианист Сергей Давыдченко, победивший на Конкурсе имени Чайковского, но причудливым образом оставшийся без Гран-При этого состязания, стал настоящим открытием не только конкурса, но и всего музыкального года.
Открытие года: молодой пианист Сергей Давыдченко, победивший на Конкурсе имени Чайковского. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Успех
Наши музыканты по-прежнему остаются в числе самых лучших в мировом масштабе. И идея запрета русской культуры на практике потерпела фиаско. Большинство (к сожалению, пока не все из достойных) выступают по всему миру на самых престижных площадках и побеждают на авторитетных конкурсах. Так, например, юный пианист Елисей Мысин завоевал первую премию и приз зрительских симпатий в Международном конкурсе имени Шопена в американском Нэшвилле, а воспитанники Молодежной оперной программы Большого театра России и студенты Московской консерватории сопрано Дарья Брусова и пианист Марк Ваза стали лучшими на Международном конкурсе в Хертогенбосе (Нидерланды). А сезон в легендарном миланском театре "Ла Скала" в международном ансамбле солистов в премьерной постановке оперы "Дон Карлос" Верди в партии Елизаветы блистала Анна Нетребко.
Юбилеи
150-летие Сергея Рахманинова и Федора Шаляпина. Круглая дата стала поводом для череды концертов, спектаклей, научных конференций и выставок по всему миру.
Утраты
В 2023 году не стало выдающихся дирижеров Юрия Темирканова и Евгения Бражника, уникальных композиторов Геннадия Гладкова и Мурада Кажлаева, феноменального музыковеда Петра Поспелова, тенора Максима Пастера, почти два десятилетия прослужившего в Большом театре, исполняющего русскую оперу по всему миру.
Проект
"Театр в кино" - российский проект, пришедший на замену исчезнувших с наших киноэкранов прямых оперных трансляций. Первым фильмом-оперой в рамках этого проекта стала "Пиковая дама", снятая по мотивам спектакля "Геликон-оперы".
Спектакли
В музыкальном плане уникальным событием стало концертное исполнение в театре "Новая Опера", по сути, документального произведения - оперы американского композитора Джона Адамса "Доктор Атом", посвященной самому страшному вызову в истории человечества - угрозе ядерного уничтожения цивилизации. Опера впервые была представлена в России.
С точки зрения театра самыми резонансными спектаклями стали "Евгений Онегин" Чайковского в постановке Сергея Новикова, спасшего Ленского в Нижегородском театре; и "Летучий голландец" Вагнера в откровенно провокационном пересказе Константина Богомолова. К тому же вагнеровский спектакль показал, что копродукция возможна не только на международном уровне, но и в национальном формате, став совместной работой Пермского театра и "Новой Оперы".
Площадка
Московская филармония и ее флагманская площадка Концертный зал имени Чайковского, сумевшие в предлагаемых условиях активно привлекать лучшие и молодые исполнительские силы страны в самых разных формах. И, несмотря ни на что, хотя бы эпизодически, приглашать зарубежных музыкантов первого ряда.
Тенденции
Очевидно возросшая занятость отечественных исполнителей в столицах и в российских регионах. Переадресация гастрольных маршрутов отечественных коллективов на Восток.
Ожидания
Сегодня более всего связаны со строительством и реконструкцией. Сильно затянулись строительные работы в опять горевшей Санкт-Петербургской консерватории, в Саратовском оперном театре и Детском музыкальном театре имени Наталии Сац. При том, что явно нуждаются в реновации Историческая сцена Мариинского театра, оперные театры Перми и Нижнего Новгорода. Также на горизонте - ремонт Камерной сцены имени Покровского Большого театра, открытие оперных и концертных сцен Кемерово, Сочи и Калининграде.