Войти в почту

«Золотые» черно-белые Челябинского фотоклуба

Недавно в Санкт-Петербурге вышло фундаментальное издание о советской фотографии периода 1956-1986 годов. Есть в ней глава о Челябинском фотоклубе и четверых его знаменитых участниках: Владимире Белковском, Сергее Васильеве, Евгении Ткаченко и Юрие Теуше. Декабрь – повод вспомнить об этом уникальном культурном феномене Челябинска. Это было в декабре 1959 года, когда на первую встречу в редакцию газеты «Челябинский рабочий» собрались фотожурналисты и фотолюбители города. Пройдет совсем немного лет, и в 60-70-е годы слава мастеров фотоклуба - ЧФК, как его называли, - будет греметь не только по Уралу, но и по стране. Челябинск благодаря ЧФК станут называть одной из фотографических столиц СССР. Тогда ЧФК стал бесспорным брендом Челябинска, как принято говорить сегодня. Брендами тогда был ВИА «Ариэль», чьи песни знала вся страна. Брендом являлась хоккейная команда «Трактор», чьими успехами и победами гордились. И брендом был ЧФК с яркими, удивительными победами. В копилке наград тех лет – «Золотая роза», полученная Владимиром Белковским в Ружомбероке Чехословакии: в 70-е годы эта страна задавала фотографическую моду и тенденции художественной фотографии всего мира, в том числе и в СССР. Фоторепортер «Вечерки» Сергей Васильев получил четыре «Золотых глаза» – высшую международную награду в пресс-фотографии, которая присуждается в Амстердаме. В копилке челябинских фотографов десятки медалей различного достоинства. Десятки премий в фотоконкурсах, которые тогда ежегодно проводились главными газетами страны («Правда», «Комсомольская правда», «Известия», «Труд», «Советский спорт») с тиражами, что исчислялись миллионами экземпляров. Нужно отметить, что 60 и 70-е годы было время, когда активно развивались и набирали популярность поэзия, авторская песня, кино, фотография. Все это были формы выражения к жизни того поколение, кто помнил страшную войну, а затем хрущевскую оттепель, полет Гагарина в космос. Известна фраза: русская литература вышла из «Шинели» Гоголя. Перефразируя ее, можно сказать, что успехи челябинской фотографии «вышли» из Челябинского фотоклуба. Родоначальниками его были Юрий Теуш, Евгений Ткаченко, Владимир Белковский, Юрий Рожков, Леонид Пикус. Евгений Ткачено на долгие годы станет председателем ЧФК, а Владимир Белковский - его художественным руководителем. Вспоминая первые годы ЧФК, Владимир Белковский, отмечал: «Оптимизм был всеобщим, поскольку недавно закончилась война, и жизнь казалась прекрасной. Но были и сложности из-за полной идеологической монополии. Тот же Гунар Бинде, который начинал в 1963-1964 годах, как и остальные рижане, долгое время не мог выставлять акты (фотографию обнаженного тела). Как ни странно, приезжая в Челябинск, они удивлялись, что уже в конце 60-х годов на наших отчетах и персональных выставках появлялся жанр акта. Мы, конечно, дозировали самоцензурой их количество. А Бинде провел свою выставку, где было достаточно актов, лишь в конце 70-х годов в Риге». Выставки ЧФК в 60-70-е годы были крупными культурными событиями в городе. Они собирали десятки тысяч зрителей. Цикл таких выставок прошел в фойе кинотеатра «Урал» - самого крупного тогда кинотеатра города. В картинной галерее на Труда очереди на выставку стояли на улице. В 1978 году в Челябинске фотоклуб провел всесоюзный фотофестиваль, на который приехали многие известные тогда фотомастера из Москвы и Прибалтики. Фотоклуб дал «путевку» в фотожурналистику многим челябинским фотографам. Сергей Васильев с первого номера работал в «Вечернем Челябинске», Михаил Петров стал фотокорреспондентом главной тогда газеты региона «Челябинского рабочего». Фотокором областной молодежной газеты был Валентин Голованов. 64 года в истории ЧФК – это время достижений и успехов. А еще – время потерь. За эти годы ушли из жизни Юрий Теуш, Владимир Белковский, Аркадий Ходов, Михаил Петров, Валентин Голованов, Вячеслав Гнеушев, Юрий Рожков, Леонид Паширов, Виктор Басков, Виктор Шанов, Александр Меньшиков, Владимир Осколков, Людмила Чуносова. Не стало Лидии Васильевой, бессменной хозяйки выставочного зала ЧФК. 64 года – это время создания неповторимой фотолетописи жизни челябинцев и Челябинской области. Стоит напомнить слова, которые вспоминаются, когда речь идет о миссии фотографа: люди забывают свою жизнь, будут снимки – будут и воспоминания. И воспоминания будут такими, какими их напомнят фотографии. У челябинцев, уже у нескольких поколений, есть воспоминания, которые оставили им челябинские мастера фотографии. Снимок, который перед вами, был сделан в 1978 году во время фотофестиваля в Челябинске, где собрались именитые репортеры и фотохудожники со всей страны. Гостем фотофестиваля был и Геннадий Копосов, фоторепортер знаменитого в те годы журнала «Огонек». В кадре он разговаривает с челябинским фоторепортером Евгением Ткаченко, председателем Челябинского городского фотоклуба, ставшего организатором фотофестиваля. Автор снимка – Сергей Берзин. Он заканчивал тогда военное автомобильное училище в Челябинске и увлекался фотографией. В декабре 2019 года экс-челябинец побывал в родном городе, чтобы участвовать в открытии фотовыставки, посвященной 60-летию городского фотоклуба. Здесь он и вручил Евгению Ивановичу фотографию, которая уже стала моментом истории и челябинской фотографии, и жизни запечатленного на ней старейшего ныне репортера. В публикации представлено несколько известных фотографий Владимира Белковского, Евгения Ткаченко, Сергея Васильева, Юрия Теуша из «золотой» коллекции Челябинского фотоклуба.

«Золотые» черно-белые Челябинского фотоклуба
© Uralpress.Ru