Задача спецслужб — охрана страны
20 декабря отмечается День работника органов безопасности Российской Федерации. Накануне корреспондент «ВМ» побеседовал с ветераном ФСБ генерал-лейтенантом Александром Михайловым.
— Александр Георгиевич, расскажите о задачах ведомства на сегодняшний день. Как, на ваш взгляд, работают контрразведчики сегодня?
— Задачи прежние — обеспечение безопасности личности и государства. Они определены законом. Однако условия, в которых приходится их выполнять, иные. И продиктованы они как внутренней, так и международной обстановкой. А она весьма непростая. И специальная военная операция накладывает свой драматический отпечаток. По сути, мы воюем против всех. И все воюют против нас. Выводя при этом на передний край диверсии и терроризм. А это кардинально меняет и подходы спецслужб в принципе.
Надо отметить, что, несмотря на усложнение оперативной обстановки, мы видим точечные проблемы, которые довольно оперативно расследуются ФСБ. А по большей части преступления сегодня предупреждаются на стадии подготовки, что говорит о хорошей «спортивной форме» наших служб. Это очень важно, потому что погрешность (случившиеся преступления) носит объективный характер. Не надо завышать возможности оперов. Невозможно к каждому столбу поставить сотрудника. И если что-то случается, то чаще в связи с тем, что лица, совершившие преступления, не находились в поле зрения.
Замечу, что сегодня мы видим хорошие результаты по всем направлениям — от борьбы с терроризмом до борьбы со шпионажем, который сегодня стал в массе украинским. В СБУ тоже не лыком шиты, и инструкторы западные у них очень квалифицированные. Но у украинских спецслужб огромная база для вербовки, а методы работы далеки от ювелирных… Но каждый день мы видим разоблачения и аресты агентуры СБУ и ГУР МО Украины.
— Александр Георгиевич, расскажите немного об истории КГБ — ФСБ?
— История КГБ — ФСБ достаточно описана. Но мне хотелось бы остановиться на периоде девяностых, когда спецслужбы подвергались демонтажу сверху. 19 декабря 1991 года была предпринята сумасбродная попытка Ельцина объединить МВД и КГБ под крышей некоего ведомства Министерства безопасности и внутренних дел (МБВД) или, как мы говорили, ЕПРСТ… И тогда офицеры безопасности стали бороться против этой «загогулины», нарушающей Конституцию России. И победили. Конституционный суд отменил указ Ельцина. Это был тот единственный случай, когда именно офицеры «восстали» против произвола и глупости вождя и выиграли битву за уничтожение иммунитета государства. Президент отступил. Было создано министерство безопасности. Позже, когда я был начальников ЦОС ФСБ, в коридоре столкнулся с бывшим зампредом КГБ СССР генералом Пирожковым Владимиром Петровичем. «Смотрю я на тебя, — сказал он, — и думаю: а вот если бы вы в 1991–1992 годах не добились отмены указа Ельцина, вас бы просто размазали!».
Но, честно говоря, мы тогда и не думали о последствиях. Надо было спасать тонущий корабль. И все — от генерала до лейтенанта — бросились к пробоине в борту…
А через два года, 19 декабря 1993-го, Ельцин снова нанес удар по кадровому составу: ликвидировал уже МБ РФ и создал… Федеральную службу контрразведки. Те же яйца, только в профиль. Проблема не в названиях. Проблема в том, что каждая реформа уносит до 25 процентов личного состава. А если говорить об офицерах-агентуристах, то с ними уходит и агентура. Слава Богу, что наши спецслужбы сегодня не подвергаются такой турбулентности. И рассказал я это потому, что нельзя ставить эксперименты со спецслужбами. Бывший «председатель» КГБ Вадим Бакатин даже книгу написал «Избавление от КГБ», где изложил, как по заказу Михаила Горбачева уничтожал «чекизм» в стенах Лубянки. И кто агент влияния? Я с ним несколько раз имел беседу, и он оставил очень неприятное впечатление — злого (по отношению к сотрудникам) и очень ограниченного персонажа.
— Вы работали в КГБ. Как, на ваш взгляд, когда было сложнее работать — раньше или сейчас, менялись ли задачи ведомства за эти десятилетия?
— О задачах я уже сказал. А вот когда труднее — вчера или сегодня, — все зависит от того, кто работает. В 1989 году я был переведен с оперативной работы на иной участок: создал с коллегами первую в СССР пресс-службу в системе КГБ. И с 90-х годов слышал, что ситуация изменилась. Типа работать сложно…
А в 1996 году директором ФСБ Михаилом Барсуковым вновь был возвращен на оперативную работу. Практически на вновь созданный участок. И понял, что мало что изменилось. Все зависит от людей.
Сегодня в спецслужбы пришло новое поколение. Они даже не знают, как было раньше. И работают с использованием тех возможностей, которые предоставлены прогрессом. И очень успешно. Разве можно сравнивать киллера 70-х и возможности нашего времени. Небо и земля. Нам бы такие возможности! Для сравнения: взрыв в метро в 1977 году мы расследовали с января по октябрь! Поймали, осудили, расстреляли. А были бы такие возможности, как сегодня, то и недели хватило бы. Сегодня неплохая молодежь пришла. И результаты налицо.
— Расскажите, пожалуйста, о значимых раскрытых ФСБ преступлениях (про какие возможно).
— Да тут и рассказывать не надо. Следите за сводками!