Система государственно-частного партнерства

ГЧП — это форма сотрудничества государства с бизнесом при создании социальных объектов, а также социальной инфраструктуры в городах и регионах.

2023 год стал насыщенным для российского рынка государственно-частного партнерства (ГЧП). В течение года были внесены значительные изменения в профильное законодательство, которые вызвали неоднозначную реакцию участников рынка. Эти изменения формировались и обсуждались в течение нескольких лет, и их принятие стало важным шагом в развитии ГЧП в России.

Одним из ключевых моментов, повлиявших на рынок ГЧП, стал рост ключевой ставки в два раза с начала года. Это создало дилемму для участников рынка: продолжать работу с «дорогими» деньгами, ожидать улучшения экономической обстановки или искать альтернативные источники финансирования. В таких условиях стало важным разработать стратегии для обеспечения бюджетной эффективности и грамотного управления рисками в проектах ГЧП. Однако, помимо этих вызовов, власти продолжили работу по созданию благоприятной инвестиционной среды в России. Одним из важных элементов этой среды стало мастер-планирование территорий, которое позволяет публичной стороне эффективно взаимодействовать с инвесторами. Это позволяет создавать системное взаимодействие между бизнесом и государством в различных секторах, включая реальный и технологический секторы. Кроме того, продолжается поддержка социально-значимой инфраструктуры, что способствует развитию страны и улучшению качества жизни граждан. В условиях сложившейся ситуации становится ясно, что эффективное управление рисками и обеспечение бюджетной эффективности важные задачи для участников ГЧП. В данном контексте, российские компании и государственные организации должны разработать стратегии, которые позволят им минимизировать риски и достигать поставленных целей в рамках проектов ГЧП. Таким образом, несмотря на вызовы, с которыми столкнулся российский рынок ГЧП в 2023 году, власти стремятся создать благоприятную инвестиционную среду и развивать партнерство между бизнесом и государством.

Успешное реализация проектов ГЧП требует грамотного управления рисками и обеспечения бюджетной. Применение ГЧП в сфере девелоперской деятельности имеет большое значение, поскольку позволяет решить определенные проблемы, которые возникают в отрасли и обеспечить баланс интересов частных и государственных компаний. Помимо ценовой политики, которая активно обсуждается в обществе, есть и другие проблемы. Во-первых, это вопрос обеспечения нового жилья социальными и инженерными коммуникациями. Власти уже приняли ряд мер для решения проблемы точечной застройки, в том числе ограничили строительство социальных объектов (в частности, в Москве). Проблема с доступностью социальных объектов возникает и у жителей новых домов в обжитых районах, так как социальных объектов не хватает для обеспечения необходимой социальной инфраструктуры, отмечает журналист Мельников Николай.

Еще одна проблема девелоперов крупных городов заключается в том, что с каждым годом уменьшается количество свободных от застройки земельных участков во многих городах. Применение механизма ГЧП позволяет инвестору получить государственную поддержку при строительстве социальных объектов. Оно предусматривает минимальную гарантированную прибыль от строительства объекта социального назначения за счет бюджетных средств. Это позволяет инвесторам частично окупить вложения в социальную инфраструктуру.  Стоимость строительства «социального жилья» может составлять 25 процентов от стоимости самого объекта, а в некоторых случаях и больше. В результате застройщик, который за счет собственных средств и без государственной поддержки обеспечивает социальную инфраструктуру, вынужден добавлять к стоимости квадратного метра как минимум эти 25 процентов для того, чтобы компенсировать затраты на социальные объекты. ГЧП дает возможность девелоперам сократить расходы на приобретение земли. Вместо того чтобы полностью приобретать участок, застройщик может заключить партнерское соглашение с государством, в рамках которого земля предоставляется в аренду на длительный срок. Такой подход существенно снижает первоначальные инвестиционные затраты, что в конечном итоге позволяет снизить стоимость жилья. ГЧП позволяет уменьшить затраты на приведение земельного участка в соответствие планируемой застройке. В процессе строительства возникают различные технические и юридические вопросы, связанные с приведением участка в соответствие требованиям градостроительства. При использовании ГЧП государство активно содействует в решении этих вопросов, что помогает сэкономить время и средства застройщика. Третьим преимуществом ГЧП является возможность снизить затраты на создание социальных объектов. В рамках партнерского соглашения, государство может обязаться предоставить дополнительные льготы или субсидии для создания социальной инфраструктуры, такой как школы, детские сады, больницы и другие объекты, необходимые для комфортного проживания жителей. Это позволяет застройщику снизить свои затраты на создание таких объектов и, соответственно, снизить цену на жилье. Государственно-частное партнерство в строительстве жилья является эффективным механизмом, позволяющим снизить затраты на строительство и сделать жилье доступным для большего числа людей. Благодаря сокращению расходов на приобретение земли, приведение участка в соответствие требованиям и создание социальных объектов, ГЧП способствует формированию более доступной цены на жилье. Дальнейшее развитие этого подхода в строительстве может стать важным шагом на пути к решению проблемы дефицита жилья и повышению жизненного уровня населения. Специфика ГЧП позволяет государству получить готовый объект в собственность при минимальных затратах. При этом благодаря инструментам ГЧП возможно пользоваться компетенцией и опытом частной стороны. 

Экономический журналист — Мельников Николай М.