В Гослитмузее объяснили, почему не стареют герои Драгунского
Выставку назвали "Где это видано, где это слыхано..." с расчетом на то, что посетитель вспомнит строчку из рассказа (или сцену из фильма), в котором два пионера забыли слова песенки, которую должны петь на школьном концерте, и из раза в раз повторяли первый куплет ("Папа у Васи силен в математике..."). Но был еще вариант названия, лирический, по названию рассказа о светлячке - "Он живой и светится". Это вот про самого Драгунского, человека, который светил всегда, везде и всем.
Он родился в Америке 110 лет назад, в декабре, но через полгода после его рождения семья возвратилась в Россию, и потом Драгунский говорил, что Америка вызвала у него такое отвращение, что он решил вернуться на родину. Шутка вполне в хулиганском стиле, а писатель в автобиографии (с этой машинописи начинается выставка) и пишет, что его главный герой - это Том Сойер. И тут же фото Риты Драгунской с надписью "Мальчику моему на добрую память от хулиганки мамы".
У выставок в ГМИРЛИ всегда собственные сюжеты, хронология тут лишь ветер, поддувающий фантазию кураторов. В случае с Драгунским ветер был силен, и организаторам еле хватило стен зала, чтоб уместить творческую биографию героя.
...Второй отчим, актер, учил Витю "бить" степ, пародировать, с выражением читать стихи и иногда выпускал на эпизоды в спектаклях. Писать его никто не учил и поэтому, когда Витя уже занимался в студии актера и режиссера Алексея Дикого и принес свои первые рассказы, мастер ответил: "Артист из тебя получится, а вот писатель - нет". И в первой половине выставки ничто не напоминает о Драгунском-литераторе - кроме портативной пишущей машинки и стихотворения "Перед боем" во фронтовой газете.
Зато есть фото "Студенты на этюде", где Виктор дурачится в компании однокашников, сцены из спектаклей Театра транспорта, в который его взяли по окончании учебы, но на выставке почему-то нет ни одного снимка с Драгунским на сцене.
Зато тут есть... клоунский нос с очками. Еще один хулиганский трюк - наверное, в строгих драматических рамках было ему тесно - уход в 1944 в рыжие клоуны в Цирк на Цветном. Манеж - это была стихия Драгунского, он обожал дурачиться, его пластика и фактура были очень клоунскими: кудряв, силен, широкоплеч... Хватило его, впрочем, только на один сезон.
...Он сочиняет клоунские репризы, пишет юмористические номера для эстрады, песни, интермедии, куплеты... На выставке звучит знаменитая "Теплоход" в исполнении Утесова ("Теплоход идет по морю, теплоход...") на стихи Драгунского. Рядом - фотографии с концертов ансамбля пародий под руководством Драгунского "Синяя птичка", в котором тогда еще не очень известные актеры (тут же список - Евгений Весник, Ролан Быков, Михаил Глузский, Евгений Моргунов, Татьяна Пельтцер, Юрий Яковлев...) шутили, пели, танцевали, пародировали известных артистов и поэтов.
Но птичку через какое-то время, проглотил "Крокодил", по выражению Драгунского, отнесшего свои фельетоны в сатирический журнал. А потом его друг Юрий Нагибин помог пристроить "Он живой и светится" в "Знамя"...
Сидящие в коробочках светлячки. Девочки, качающиеся на шарах. Стучащие по клавишам аккомпаниаторы Борисы Сергеевичи. Прохожие с кашей на шляпах. Шпионы Гадюкины, Денисы и Мишки... Все или почти все "Денискины рассказы" можно проче..., то есть изучить на первом этаже выставки. Живые и смешные герои Драгунского все здесь - в запомнившихся с детства и навсегда иллюстрациях Чижикова, Зальцмана, Скобелева, Горяева...
- Звонит у нас недавно телефон, - рассказывал на вернисаже сын Драгунского Денис Викторович, тоже писатель. - Алло, квартира Драгунских? - Да. - А кто это? - Денис. - Привет, Денис, позови папу.
Вот и получается: Виктор Драгунский вечно живой, а его Денис вечно юный.