Разговорить стены и оживить эпических героев: осетинский стрит-арт глазами современного художника

Пока сокурсники по аграрному университету изучали секреты сельского хозяйства, он любовался спиралевидной формой тысячелетних аммонитов из музея вуза. Сегодня Тимур Ортабаев — известный деятель искусств, но прежде чем прославиться на весь Владикавказ и за его пределами, он получил диплом агрария, поработал поваром и свадебным фотографом.

Разговорить стены и оживить эпических героев: осетинский стрит-арт глазами современного художника
© «Это Кавказ»

Импульс к тому, чтобы начать снимать

Окончив школу, Тимур выбрал Горский государственный аграрный университет едва ли не случайно. Просто не знал, чем хочет заняться.

— Закончил факультет агрономии и совсем не жалею: со временем стал понимать, что мне нравится история с выращиванием. Возможно, к старости я стану хорошим виноделом, — рассказывает с улыбкой фотограф.

На третьем курсе Тимур увлекся кулинарией, закончил курсы и устроился поваром в местный ресторан. Тимур признается: искренне получал удовольствие от этой работы, но уже на пятом курсе увлекся фотографией. На одну из зарплат повара купил телефон с крутой по тем временам камерой, ходил по городу и снимал все, что привлекало внимание. Судьбоносным для Тимура стал анонс конкурса фотографии на информационном стенде в университете.

— До сих пор не понимаю, какое это было чувство и что именно меня зацепило в этом объявлении. Я тогда по-другому посмотрел на фотографию, и это стало для меня импульсом к тому, чтобы начать снимать.

Раны на стенах

От городских пейзажей Тимур перешел к портрету — подтолкнули журналы в салоне брата-стилиста. Последовали посещения мастер-классов во Владикавказе и Москве, несколько лет модельной и свадебной съемки. Обращение к концептуальной фотографии, когда главной задачей становится не красивая картинка, а передача некоего смысла, свершился «благодаря» пандемии. Тимур вернулся из Москвы во Владикавказ и стал резидентом арт-пространства «Портал».

— Мы делали много разных проектов. Как-то на фестивале граффити в горах я переносил эскиз одного художника на скалу в Кахтисаре (турбаза в Кобанском ущелье. — Ред.). И кто-то из пацанов говорит: «А почему ты не сделаешь что-нибудь свое?» «Я не умею рисовать», — ответил я. Но вопрос заставил задуматься. Там напротив была огромная скальная стена с трещинами, она напомнила старинную фреску. Подумал тогда: было бы круто приклеить туда большую фотографию, например, с сельским мотивом, как идут косари.

Образ помог Тимуру придумать один из самых громких проектов. Арт-объекты появились в разных уголках Владикавказа.

— Я гулял по городу и рассматривал стены с трещинами. Подумал: было бы интересно вклеить прямо в них фотографии. Трещины казались ранами на стенах, обнажающими исторический пласт. Штукатурка новая, а под ней что-то старое, которое смотрит на нас и хочет что-то сказать.

В эти «раны» Тимур вклеил фотографии Федора Федосеева — советского фотографа, автора уникального архива кадров Владикавказа. Так стены обрели «голос». А в следующем проекте — еще и социальный посыл.

— Как-то с другом гуляли под мостом, ходили по руслу реки. Зимой там немного воды, что обнажило ужасную картину: в пойме было много мусора, пластика, бутылок. Я вспомнил, как читал недавно о том, что Терек — одна из самых грязных рек в России. Все это подвело к образу осуждающего Донбеттыра.

В повелителя водных стихий из Нартского эпоса перевоплотился кузнец Бибо Азиев. Фотографию внушительного формата с Бибо, который «угрожает» загрязнителям природы, автор разместил под тем самым мостом.

— Если благодаря этому проекту хотя бы один человек не выбросил баночку в реку, то для меня это уже победа.

Кофе, а не кинжал

«Холстом» следующего проекта стали ворота частного дома — на них черно-белая фотография молодой пары в национальных осетинских костюмах. Рядом — байк, на головах — шлемы, а в руках — кофе. Тимур рассказывает: фотографию пытался отклеить местный житель, которому не понравилось, что парень в национальной одежде стоит со стаканчиком, а не с кинжалом.

— Мне важно было сказать: сегодня национальный костюм стал только чем-то музейным, декоративным, а порой и излишне сакральным. А мне кажется, что он должен быть частью повседневной жизни.

Серию фотографий большого формата в уличном пространстве продолжил портрет Екатерины Дзалаевой — 87-летнего почтальона из горного поселка Мизур. С помощью проекта художник решил отдать дань уважения женщине, получившей медаль «Во славу Осетии» и признанной «Человеком года Почты России».

Пододвинуться к Богу

Другой проект Ортабаев посвятил парадным Владикавказа. Серию открыток с фотографиями старинных деревянных дверей можно купить в первой частной художественной галерее во Владикавказе TGallery, арт-директором которой стал сам Тимур. Пространство открылось в декабре 2022 года. Ортабаев занимается организацией выставок: переговоры с художниками, оформление работ, создание сопутствующего мерча (открыток, шопперов, футболок). В галерее представили уже семь экспозиций.

— Владикавказ нереально творческий город, да и вся Осетия такая. Я смотрю на молодежь и кайфую с того, какие они открытые и заинтересованные. У нас проходят выставки художников и старшего поколения, но мы стараемся поддерживать и тех, кто только начинает заявлять о себе. Здорово, что некоторым из них важно сделать первую выставку именно на родине.

Художник не согласен с теми, кто говорит, что в истории искусства все уже было. Гении могут появиться, уверен Тимур.

— И сегодня есть очень много живых повесток, которые необходимо интерпретировать и оформлять. А сверхсмысл деятельности художника в том, чтобы пододвинуть человечество немного ближе к Богу. Или самому к нему пододвинуться, — с улыбкой говорит фотограф.