Облетевший листок газетной истории

День и год рождения нашей «Вечерки» известны, а не было ли у нее «родителей»? Официально — конечно, нет. Газету решили выпускать, поскольку городу нужны были дополнительные площади для размещения важной информации и многочисленных объявлений. Но, изучая историю отечественной прессы, мы рискнули сделать предположение: уж не была ли наша газета «потомком» всеми забытого «Московского листка»? И он, и его создатель достойны воспоминаний.

Облетевший листок газетной истории
© Вечерняя Москва

Выходец из мещан Смоленской губернии Николай Иванович Пастухов не получил образования. Появившись в Москве, он открыл в районе Арбата пивную лавку: писал он с ошибками, но был чутким финансистом. В заведении перезнакомился с половиной Москвы, ибо пиво не разбавлял, а когда стал банкротом, друзья-студенты помогали ему выживать, выправляя его полуграмотные, но живые заметки-репортажи. Владимир Гиляровский считал Пастухова учителем и писал так: «До конца своей жизни он был безграмотным, но по добыванию сведений не было ему равного…».

Пастухов с удовольствием сотрудничал с «Русскими ведомостями» и «Современными известиями». Как репортер, он особенно любил описывать пожары, неизменно отмечая, что тушением руководил лично генерал-губернатор, князь В. А. Долгоруков. В итоге князь заметил его, а потом «уломался» на открытие нового издания. «Листок» вышел 24 июля 1881 года.

...Он был продуман до мелочей. Его печатали на самой тонкой бумаге: по прочтении номера читатели разрывали страницы на самокрутки. Афиши, цены, прогнозы, не подорожает ли хлеб и соль — из таких «мелочей жизни» и слепился в итоге знаменитый «Московский листок». Почти сразу Пастухов ввел постоянные рубрики — «По улицам и переулкам», «По городам и селам». Нравилась горожанам и рубрика «Советы и ответы». Как это похоже на знаменитое «Справочное бюро» «Вечерней Москвы»!

В феврале 1882 года Николай Пастухов для своего «Листка» снял сначала первый этаж дома Алексеева в Староваганьковском переулке, а позже купил весь дом. «Листок» располагался тут же, в 1895 году газета отстроила рядом свою типографию. Пойдете прогуляться — посмотрите на это место, здание типографии расположено на нечетной стороне Староваганьковского переулка, д. 17, стр. 4.

В 1911 году Пастухов скончался. Редакторы менялись, газета тоже. Последний ее номер вышел в день подписания Брест-Литовского договора — 3 марта 1918 года.

— Предположить, что «Московский листок» мог быть предтечей «Вечерки», мы можем, хотя эта версия и бездоказательна, — считает Никита Шевцов, зам. заведующего кафедрой международной журналистики МГИМО, читающий курс по истории отечественной журналистики. — Да, в них много схожего: тематика, любовь к репортажам, стиль. Не все начальники того времени понимали, зачем нужна вечерняя газета, но «Московский листок» точно все помнили. А что вслух таких параллелей не проводили, понятно, ведь «Листок» постигла участь всех дореволюционных периодических изданий, оказавшихся неугодными советской власти.