Какие тайны хранит переулок Рёлочный в Благовещенске?

Большинство благовещенцев знают, что Рёлочный переулок - первая улица города. Часть его неспроста признали объектом культурного наследия. Район хранит интересную, во многом забытую историю. Мы решили узнать «Рёлку» поближе и познакомить с историческим переулком вас.

Какие тайны хранит переулок Рёлочный в Благовещенске?
© 2x2.su

Театралы-любители

Рёлочный переулок в своё время стал пристанищем самых разных людей: там жили врачи, педагоги, военные. О знаменитых его обитателях мы расскажем в будущем, а сегодня сосредоточимся на доме, расположенном на углу Офицерской (сейчас - Мухина) и Рёлочного. Ещё в дореволюционном Благовещенске здесь ценителей культурного отдыха собирал в своих стенах любительский театр.

«Деловое Приамурье» писало, что дом на углу Офицерской и Рёлочного был построен в начале 1914 года - одноэтажный, деревянный с подвальным помещением. Строился как танцевально-концертный зал. Но использовался он и как театр. В 1916 году к зданию сделана кирпичная пристройка, - рассказала Елена Пастухова, кандидат исторических наук, бывший директор Амурского областного краеведческого музея.

Да, не только Амурский областной театр драмы развлекал благовещенцев. Новое культурное заведение, сообщала газета «Эхо», открылся под управлением В.М. Кондратьева 2 февраля 1914 года. В городской периодике сохранились и стоимость билетов, и программа. Первым спектаклем стали «Непогребённые» по пьесе Василия Евдокимова.

Пьесу поставили актёры любительского театра - литературно-музыкально-драматического общества почтово-телеграфных чиновников в г. Благовещенске, - погружает в историю Елена Ивановна. - Билеты предварительно продавались в Торговом доме «Лаврушин и Ко», а в день спектакля - в кассе театра. «Обыкновенные» билеты стоили от 2 рублей 25 копеек, «пониженные» - от 1 рубля 25 копеек, «общедоступные» - от 12 до 60 копеек, а «ученические» - по 32 копейки до пятого ряда.

Начиналось первое театральное представление около 20:00 и имело продолжение - танцы под музыку военного оркестра. Заканчивалось мероприятие в 00:03. Это известно из газетных объявлений того периода. Театралы также обещали, что на масленичной неделе будут играть спектакли ежедневно. Планировались также танцы и маскарады.

Удивительная честность

Спектакли на Рёлочном не оставались без внимания прессы. В газете «Эхо» от 6 февраля 1914 года выходила заметка, посвящённая премьере, сыгранной в день открытия театра. И мнения были неоднозначными. Многие, например, не поняли, почему театр начал работу не с классики.

В рубрике «Театр и искусство» была напечатана рецензия на спектакль по пьесе Евдокимова «Непогребенные». Автор заметки «А.Л.» недоумевает: «Почему для такого торжественного спектакля, как открытие театра, «премьеры от художественной части» остановились на ультраслезоточивой пьесе Евдокимова, - загадка для многих», - приводит цитату Елена Пастухова.

Текст рецензии есть в распоряжении редакции, и он удивляет предельной честностью.

«По традиции всякий новый храм Мельпомены обычно «освящается» произведением Островского или какой-либо другой классической вещью… А впрочем, разве для всех обязательны традиции? Почему мы, современные люди, должны принимать предания и обычаи людей предшествующей эпохи? Не будет ли это шаблоном?» - задается вопросом автор.

Он также отмечает, что классические произведения для многих современников уже непонятны и «играть их не под силу стало». А вот Евдокимов, по мнению журналиста, - совсем другое дело.

«Едва умолкнут последние аккорды нытья нищего, как на сцене появляется старуха, которая своим плачем и стонами на протяжении четырёх актов доводит зрителя до «морской болезни». Одновременно с ней в чемпионате по пролитию слез участвуют: сын-гимназист, сын-актёр, его чахоточная жена, дочь-модистка и её жених-слесарь. В конце пьесы стон «квартета» покрывает вопль крепившегося всё время старика-отца».

Работал любительский театр и со звуковыми эффектами. Так, на премьерном спектакле грозу имитировали турецким барабаном, а также воссоздавали «неистовый вой собак», чтобы лучше передать картину.

Автор рецензии не стесняется в критике актеров. Некоторых многократно хвалит за сценический опыт, искренность на сцене и чувственность образа, а кого-то, не стесняясь, ругает.

«У любительницы, выступающей в роли жены актёра, ни одной жизненной фразы, ни одного жизненного порыва, ложный тон и полная неопытность. С большим подъёмом играл г. Шипулчин, верно понявший душевную драму юноши-гимназиста. Хорош был бы г. Гребешков, если бы местами не переходил в ложный пафос. Шевченко играл неровно: в спокойных местах он был весьма недурен, а там, где требовалась «буря», он срывался с тона и фальшивил».

Но, если верить автору, постановка имела успех у зрителей.

На любой вкус

На сцену выходили и другие сообщества Благовещенска, и спектакль Евдокимова был далеко не единственным. Спустя всего два дня, 6 февраля, театр звал гостей на «Вечер здорового смеха и весёлой комедии». Он состоял из двух постановок и бала в сопровождении «Великорусского оркестра балалаечников». 8 февраля очередной спектакль поставили члены Благовещенского судоходного клуба.

Если посмотреть на репертуар, можно сделать вывод, что театральный Благовещенск начала прошлого века не сильно отличался от нынешнего. Любили душещипательные драмы, были не прочь от души посмеяться над комедиями. Но главное - спектакли любили и не упускали возможности посмотреть новую постановку.

А вы когда-нибудь задумывались, что в районе, где сейчас больше пустых и покосившихся домов, когда-то кипела светская жизнь, устраивались балы с оркестром, а люди собирались, чтобы продемонстрировать друг другу собственный театральный талант? Кажется, это отличный пример того, почему важно узнавать историю своего города. Зная прошлое, сложно идти по Рёлочному переулку и смотреть на здания как на обычные старые кирпичные стены. И хочется верить, что концепция «Переулок Рёлочный - первая улица города Благовещенска» получит свою реализацию в реальности, вдохнет новую жизнь в исторически значимое пространство и не останется красивыми словами на бумаге.

Театр начинается не с вешалки

Любительский театр на Рёлочном вовсе не был похож на мелкую самодеятельность. Там работали настоящие буфет и ресторан. Кухней заведовали два шеф-повара: Мирон и Кизирий. В ресторане можно было позавтракать, пообедать и поужинать. А ещё посетителям предлагались вина «всех сортов».