Театральные постановки Татарстана: смотрим дома. Часть 61-я
Смотрим запись 1993 года — спектакль "Итил суы ака торур" ("Пока течет река Итиль") по одноименному роману Нурихана Фаттаха в постановке Рашида Загидуллина о Волжской Булгарии, когда она еще официально не приняла ислам. Для Татарстана в первые годы суверенитета — важный с точки зрения самосознания акт репрезентации прошлого.
Рашид Загидуллин до прихода в Тинчуринский театр работал сначала в ТЮЗе. Здесь он, выпусник Казанского театрального училища, ученик Каревой и Кешнера, поставил "Плюшевую обезьянку в детской кроватке" Марианны Яблонской, а потом еще две пьесы Михаила Бартенева. Также поставил 9 музыкальных сказок в Татарской филармонии, а также сказку Бажова — в Качаловском. А уже потом, еще учась в театральном институте имени Щукина, 10 марта 1993 года стал главным режиссером театра драмы и комедии имени Тинчурина.
Ранее Тинчуринский — это три бригады, которые постоянно ездят по районам, каждый день у них спектакль. По сути, это три театра. У каждого актера — наработанное амплуа. Практически нет молодежи.
Инсценировка по Фаттаху — это первый спектакль Загидуллина на улице Горького в новой должности. Театр все еще переходит из статуса передвижного, бытового, а здесь вместо привычных декораций — трехъярусный пандус. 40 с лишним человек на сцене, пространство эпоса. Да, как и любой молодой режиссер, он ставит себе высокие цели. Берет актуальную тему булгарской истории и заставляет актеров, которые до этого изображали обычных бабушек, дедушек, милиционеров, студентов, играть ханов и жен глав племени.
О постановке есть важное воспоминание режиссера: "По молодости не учел и начал репетиции, не получив изначально согласия автора на постановку. И вот я получаю письмо, что он не только против постановки, но даже против написания инсценировки романа — бездоказательно, без объяснения причин. Хотя многие говорили мне, что автора не переубедишь, я напросился к нему на личную встречу, 3 часа рассказывал, какой прекрасный получится у нас спектакль.
И в итоге сумел уговорить, только пойдя на большой режиссерский риск: если на генеральном прогоне постановка не устроит автора, мы снимаем ее из репертуара театра, чего бы мне это ни стоило. Но спектакль ему понравился".
Нурихан Фаттах впервые опубликовался в журнале "Совет әдәбияты" (современный "Казан утлары"), когда учился в школе, после он работал в Татарском книжном издательстве, немного жил в Чистополе и в районе Павлодара. Но в основном был казанцем. В 1955-м выпустил первый роман "Сезнеңчә ничек?" ("А как по-вашему?") о жизни студентов. В 1969-м появился роман "Итил", он же "Итил суы ака торур". Это одно из самых популярных его произведений, наряду с другим историческим романом "Сызгыра торган уклар" ("Свистящие стрелы", в нем он говорил о 3–2 веках до нашей эры, эпохе хуннов). Как указывается в предисловии к "Итилю", действие в нем начинается в 918 году, за четыре года до прибытия посольства Багдадского халифа, в результате чего Волжская Булгария во главе с ханом Алмушем признала ислам своей официальной религией.
Фаттах пишет цветасто, но без красоты ради красоты. В его романе четко описаны, к примеру, особенности тогдашней крепости, одна из первых сцен в романе — языческий праздник жертвоприношения (таких массовых сцен немало в спектакле). При этом, повторимся, в спектакле важно пространство текста, здесь нет пышных декораций.
Внутри рода Акбуре начинается конфликт между главой и жрецом, чтобы его прекратить, в жертву приносят драгоценного коня. В ответ сын главы Тотыш убивает волков (тотемных спасителей, по легенде предков тюркских народов). Словом, все начинается красиво, но пугающе — традиции нарушены. А после предводитель рода Акбуре Курэн-бию (Халиль Махмутов) получает предложение от вождя племени Казаяк Ямгурчи-бия (Зуфар Харисов) объединиться против хана Алмуша (Тимергали Зиннуров).
Загидуллин основной темой многоуровневого романа берет линию матери, которой становится и сама река, и жена главы Акбуре Койтым-бике (Исламия Махмутова). Характерно, что Ямгурчи приходит именно к ней, чтобы породниться с родом Акбуре, поженив детей. И не менее важна сцена, когда Койтым-бике приходит к хану, напоминая, что его отец уничтожил ее род, а взамен прося вернуть плененного сына. А в конце в качестве символа надежды показывает зрителю внука.