АСИ: Комфортная среда увеличивает обороты местного бизнеса
Благоустройство территорий, как правило, влечет рост налоговых поступлений, увеличение потока туристов и подорожание недвижимости. К таким выводам пришли эксперты Агентства стратегических инициатив (АСИ), проведя глубинное исследование некоторых городов.
В России уже несколько лет реализуются программы создания качественной городской среды, в том числе в рамках конкурса лучших проектов малых городов и исторических поселений. Количество проектов-победителей перевалило за тысячу, из них более 500 уже реализовано.
"Чаще всего от проектов благоустройства мы ждем и фактически видим быстрые эффекты трансформации среды. Но есть еще долговременные стратегические истории, когда у жителей городов формируется иное понимание качества окружающей городской среды, появляются новые запросы с учетом удовлетворения базовых потребностей. Это всегда наиболее ценно: видеть не только реализацию одного проекта, но и дальнейшую трансформацию пространства городов, и часто не только силами органов власти, но и бизнеса и жителей, уже с новым качеством", - говорит управляющий партнер ИТП "Урбаника" Евгения Арефьева.
Один из самых явных эффектов благоустройства помимо собственно создания более комфортных для жителей пространств - рост экономической активности территории, в том числе за счет увеличения туристического потока. Так, после благоустройства Исторического квартала Черняховска в Калининградской области турпоток вырос в пять раз, рассказывают в АСИ. Планировалось, что комплексное благоустройство здесь позволит получить 20 млн руб. частных инвестиций. В реальности их оказалось 180 млн. Благоустройство служит магнитом для дальнейшего преобразования городов.
Музейный квартал в Сарапуле (Удмуртия) тоже стал местной достопримечательностью - в сезон здесь побывало около 30 тыс. туристов. Местная команда поддерживает этот тренд - разрабатывает туристические маршруты, проводит обучение гидов, создает инклюзивные туры - получается полная переориентация города.
Успех Сысерти в Свердловской области - в том, что физическое воплощение (благоустроенные части исторического центра) стали сразу наполнять новой жизнью. Здесь местное Агентство развития города уже несколько лет подряд организует фестиваль "Лето на Заводе" - один из самых масштабных фестивалей на Урале. Участниками за сезон становятся десятки тысяч человек, а известность города распространилась далеко за пределы региона.
В Угличе разработали стратегию развития общественных пространств и сделали уже несколько проектов в центре города, их видят и туристы, которые останавливаются здесь, прибывая на теплоходах. Объем инвестиций̆ в основной̆ капитал в Угличе в расчете на одного жителя за три года увеличился почти на 80%. Это̆ говорит об интересе к реализации новых проектов, созданию новых предприятий̆ и рабочих мест, подчеркивают в АСИ. "За это время, не считая дворовых территорий, обозначилось 11 общественных пространств. Часть из них еще в работе. На обновленных пространствах уже увеличился пешеходный поток. Мы ожидаем многократного его увеличения, когда закончим стройку. Что касается бизнеса, то за время реализации проектов появились новые кафе, сервисы (например прокат самокатов). Расширение пешеходной зоны сподвигло бизнес на самостоятельные событийные проекты. Мы иначе посмотрели на прогулочные маршруты", - рассказывает Юлия Воронова, соавтор проектов-победителей Всероссийского конкурса "Исторические поселения и малые города". Дебаты среди жителей остаются, добавляет она, и часто они горячие, но сформировался пул активных горожан, участвующих в обсуждениях городских проектов. "Мы очень надеемся не сбавлять обороты и выйти за пределы исторического центра в жилые районы", - рассказывает Воронова.
"Изменение городской среды не ограничивается заменой плитки, установкой детской площадки и монтажом освещения. Это изменение образа жизни, мышления в соответствии с запросами нового времени. К тому же кроме влияния на физическое и ментальное состояние людей оно дает еще и экономические эффекты. Но только в том случае, когда уже на старте, при создании проектов, эти цели закладываются, а нужные инструменты находят свое применение", - считает директор дивизиона "Городская экономика" АСИ Ольга Захарова.
Эффекты от российского благоустройства получаются комплексные. Например, старт преобразований в Гавриловом Посаде Ивановской области стал приглашением для предпринимателей менять среду вместе: в городе теперь развивается целый пласт предпринимательско-культурных инициатив, говорит Захарова. В 2019 году частный инвестор приобрел здесь Дворцовый конный завод, пустовавший много лет. Теперь в нем располагается Музей российских национальных напитков с выставочными пространствами, дегустационным залом, лекторием и баром.
Все современные проекты реализуются с участием жителей, подчеркивают в АСИ. Так, в обсуждении и реализации проекта "Спортивно-рекреационный кластер "Парк Стрит" в Сасово (Рязанская область) через опросы и фокус-группы в общей̆ сложности приняли участие 11 тыс. человек, 44% от числа всех жителей̆ города. Между тем, по данным международных исследований, причастность жителей и предпринимателей к созданию пространств увеличивает на 50% желание проводить затем в них время и на 74% - стремление поделиться информацией об этой территории.
Для местных жителей и предпринимателей плюсом может послужить и то, что после благоустройства сдать в аренду или продать недвижимость можно дороже. К примеру, фактическая цена покупки или аренды жилой̆ недвижимости за два года в городе Сасово поднялась на 14%, а коммерческой - выросла вдвое. В Сысерти недвижимость подорожала почти вдвое. "Это говорит о том, что локация становится более востребованной̆ и привлекательной̆ для жизни. Эти изменения влекут за собой и дальнейшие эффекты: влияют на сбор налогов на имущество, косвенно - на сбор других налоговых начислений; на развитие местного бизнеса из-за привлечения более платежеспособных горожан", - говорит Захарова.