В Молодежном театре Башкирии поставили психологический спектакль

"Письма быстро не читайте, некуда торопиться, делайте паузы", - дает последние наставления артистам режиссер-постановщик Айрат Абушахманов. Потом внимательно осматривает каждого и с улыбкой обращается к народной артистке РБ Рушанне Бабич: "Теперь грим хорошо лег, все ровно". Уже через минуту звучит третий звонок, и двери в зрительный зал закрываются.

В Молодежном театре Башкирии поставили психологический спектакль
© Российская Газета

В первый день зимы в Национальном молодежном театре РБ им. Мустая Карима прошла премьера спектакля "Людоедик". В основу легла пьеса канадской писательницы Сюзанны Лебо. Это рассказ о маленьком мальчике, чей отец - каннибал. Мать Анна пытается оградить сына от этой мерзости, они переселяются в глухую деревню, где выращивают овощи и живут вдали от людей. Она не рассказывает ребенку никаких подробностей из жизни его отца, повторяет только: "Я ненавижу прошлое и боюсь будущего. У меня есть только история любви".

Но размеренная жизнь заканчивается, когда ребенок идет в школу. Однажды, вернувшись с занятий, он с наслаждением рассказывает матери, как расправился с зайцем, встретившимся ему на пути. И на вопрос женщины, зачем он это сделал, если зверек его ничем не обидел, ребенок не может дать внятного ответа.

- Зрители не увидят простую, легкую сказку. Это сложная драматическая история для семейного просмотра, - делится Айрат Абушахманов. - Здесь затронуты важные темы воспитания детей, роли матери и отца в семье. Мы ищем ответы на вопросы: какие качества наследует ребенок при рождении, как происходит становление личности, как должны вести себя родители с детьми. Человек может пойти то ли по одному, то ли по другому пути, ведь в каждом из нас заложено два начала. Как не дать руководить нами злу? Как побороть в себе хищническое? Как взрастить доброту и милосердие?

Казалось, что судьба ребенка уже написана, ведь трудно идти против природы. Однако мальчик бросает ей вызов и начинает писать собственный сценарий. Но когда он сталкивается с испытаниями, то в какой-то момент опускает руки и возвращается к исходной точке.

- Спектакль нельзя воспринимать в буквальном смысле, надо мыслить шире и образнее, - объясняет режиссер-постановщик. - В жизни есть люди-вампиры, подавляющие, обесценивающие, унижающие других. Они питаются энергией человека, также опустошая и уничтожая его. И тем самым мало чем отличаются от истинного людоеда.

Актриса Рушанна Бабич, играющая роль мамы, соглашается, что в пьесе много смыслов, и поэтому каждый найдет что-то для себя.

- Но для меня главная тема в этом спектакле - материнская любовь, - рассуждает Бабич. - Мы своей любовью делаем детей сильнее или в какой-то момент слабее? Нужно ли так крепко опекать? Для меня, как для матери, эти вопросы очень важны. Театр не дает готовых ответов, не навязывает решений, он помогает их искать. И нам очень важно, чтобы зрители, выйдя со спектакля, задумались об этом.

Пьеса предназначена для просмотра детям от двенадцати лет. Кстати, постановок, рассчитанных на зрителей такого возраста, в репертуаре Молодежного театра не очень много. Поэтому дирекция поставила задачу, чтобы новый спектакль был именно с этой пометкой.

С этой задачей легко справился друг театра, а по совместительству главный режиссер Башкирского государственного академического театра драмы им. Мажита Гафури Айрат Абушахманов. Правда, вначале была идея воплотить на сцене Рэя Брэдбери "Вино из одуванчиков" или Джерома Сэлинджера "Над пропастью во ржи". Однако родственники именитых писателей наложили санкции и не дают разрешения на постановки. Но если книги зарубежных авторов без труда найдешь в магазинах и библиотеках, то тексты Сюзанн Лебо днем с огнем не сыщешь. Даже в сети Интернет не выложены переводы пьес. А спектакли, идущие в российских театрах по ее произведениям, легко посчитать на пальцах одной руки. Поэтому с уверенностью можно сказать, что Национальный молодежный театр Уфы открыл новую страницу в своем репертуаре. Правда, курс взял не самый простой: современная драма отличается тонкой психологией, внутренними размышлениями и поисками нравственных ценностей - все, что так трудно показать на сцене!