Войти в почту

Каким получился новый «Щелкунчик» Николая Цискаридзе и труппы Театра балета имени Леонида Якобсона?

Балет «Щелкунчик» Николая Цискаридзе и труппы театра балета имени Леонида Якобсона создавали на основе классической постановки Василия Вайнонена, которую с 30-х годов танцевали в Мариинке. Цискаридзе считает ее одной из лучших. Он «очистил» ее от всего того, что дополнительно появилось за время существования постановки. Цискаридзе считает: очень важно детей приучать именно к классическому балету. Кстати, детские партии в его «Щелкунчике» исполняют дети — учащиеся академии имени Вагановой.

Каким получился новый «Щелкунчик» Николая Цискаридзе и труппы Театра балета имени Леонида Якобсона?
© BFM.RU

Удивляет, почему премьера так рано — в начале декабря. Возможно, дело в том, что у театра сейчас нет своей сцены — она на ремонте. Нового «Щелкунчика» танцуют в БДТ имени Товстоногова. Но и не только в этом театре. Продолжает директор Театра балета имени Леонида Якобсона Лидия Зернова:

— Это не сильно нарушает традицию, потому что первые «Щелкунчики», которые были созданы, не были приурочены к Новому году и к Рождеству. Первый «Щелкунчик», который был поставлен в Императорском театре, ныне Мариинский театр, тоже был поставлен в начале декабря. Потом «Щелкунчик» ставился и в феврале, и в апреле. Поэтому здесь мы возвращаемся в том числе к исторической традиции. Это необязательно делать в конце декабря или в начале января.

— Зрители задолго до этого дня раскупили билеты на премьеру? Сколько билеты стоили?

— Я не буду говорить о стоимости билетов, никаких завышенных цен особенно не было. Стоимость билетов в театрах по городу плюс-минус одинаковая. Билеты все распроданы. Но ажиотажа и проблем с точки зрения организации продажи билетов или нехватки билетов нет. Все в очень комфортном режиме. Продажи мы начали, наверное, приблизительно за месяц-полтора. Билеты были распроданы в процессе в геометрической прогрессии.

Критики говорят, что из всех возможных версий «Щелкунчика» эта наиболее сказочная, детская, наивная. Тут много игрушек, елки, Рождества, противопоставления взрослых и детей. Задействованы образцовые классические танцовщики, премьеры театра. Такие балеты, как «Щелкунчик», показывают все возможности труппы. Но, к слову, сам Цискаридзе танцевал главную партию в другой версии, напоминает балетный журналист, ведущий редактор литературно-издательского отдела Большого театра Анна Галайда:

Анна Галайда балетный журналист, ведущий редактор литературно-издательского отдела Большого театра «Он был Щелкунчиком в редакции Григоровича. А версия Вайнонена считается самой академической постановкой, которая идет в большинстве российских театров, или шла по крайней мере. Она идет в академии Вагановой и воспроизведена в своей первой редакции. Если, например, постановка Григоровича скорее для взрослых, то это детский, праздничный, сказочный спектакль. На мой взгляд, сценография — это то, что вызывает вопросы, потому что она стремится быть узнаваемой, диснеевской. Как мне кажется, это не совсем отвечает природе Вайнонена, который работал в середине XX века. Но по ощущениям публике это нравится, она яркая, нарядная».

Сценография, скажем так, в современном ключе: не только классические живописные декорации, но и много видеопроекции. Для ее создания использовался в том числе искусственный интеллект. Следующий спектакль — 5 декабря. Будут ли еще показы этой зимой, пока не уточняется.