1 декабря в России вступил в силу запрет на вывоз твердой пшеницы за рубеж. А в будущем зерно из страны могут запретить вывозить в принципе- но только в том случае, если его запасы на складах достигнут критической отметки, сообщают СМИ со ссылкой на межведомственную рабочую группу по нетарифным мерам регулирования. «Критическим» ее представители назвали показатель в десять миллионов тонн — этого хватит на то, чтобы кормить страну около полутора месяцев. «Парламентская газета» рассказывает, при каких условиях это может случиться, а также что и почему уже запрещено вывозить за пределы России.
О том, что возможность запретить вывоз зерна из России рассматривается, сообщили «Известия» со ссылкой на протокол заседания рабочей группы кабмина по нетарифным мерам регулирования во внешней торговле. В документе говорится, что Минсельхоз могут наделить полномочиями регулярно мониторить остатки зерна на складах, и если его количество снизится до десяти миллионов тонн — обрубить экспорт, чтобы не допустить дефицита.
Между тем, как ранее сообщали «Парламентской газете» в Российском зерновом союзе (РЗС), прогноз по сбору зерна в России в этом сельхозсезоне (с 1 июля 2023 по 30 июня 2024 года) — 145 или даже 150 миллионов тонн. Внутреннее потребление при этом тот же Минсельхоз оценивает в 80-85 миллионов тонн в год. Другими словами, ситуацию, при которой дефицит может возникнуть, представить невозможно в принципе. Особенно если учесть, что с 1 декабря в стране вступает в силу запрет на вывоз твердой пшеницы за рубеж (за исключением стран ЕАЭС) и ограничение в 24 миллиона тонн по зерну как таковому.
«На наш взгляд, эта история довольно странная и в целом не нужная, — заявил «Парламентской газете» президент РЗС Аркадий Злочевский. — Потому что риска того, что запасы вдруг опустятся до таких величин, нет, это невозможно. Должен какой-то глобальный неурожай грянуть, чтобы это случилось».
По словам Злочевского, эта мера — скорее перестраховка «на всякий случай». Однако сегодня в России уже действует целый ряд запретов на вывоз продовольственных и непродовольственных товаров.
Так, отдельной строкой в списке запрещенных к вывозу товаров значится рис. На днях Минсельхоз предложил продлить запрет на его экспорт по 30 июня 2024 года включительно. Согласно документу, запрет не будет распространяться на рис, вывозимый из России в страны ЕАЭС, Абхазию и Южную Осетию, а также на ряд других случаев. Это уже не первый подобный инцидент: впервые запретить экспорт риса и рисовой крупы решили еще в конце июня 2022 года, и с тех пор запрет постоянно продлевался.
«В 2022 году у нас произошла авария на Федоровском гидроузле на Кубани, и посевные площади, которые мы запланировали, сократились, — пояснил «Парламентской газете» смысл запрета исполнительный директор некоммерческого партнерства «Южный рисовый союз» Михаил Радченко. — В связи с этим и пришлось ввести ограничения, чтобы не допустить дефицита и резкого роста цен на внутреннем рынке».
Сейчас, по словам Радченко, ситуация изменилась: Федоровский гидроузел частично восстановили, и по итогам сельхозсезона риса-сырца планируют собрать больше миллиона тонн, что с лихвой перекрывает внутреннее потребление.
«Основываясь на этих цифрах, мы понимаем, что у нас неизбежно возникнут излишки в пределах 60-80 тысяч тонн, — отметил Радченко. — Поэтому, я думаю, если наш прогноз оправдается, будем просить Минсельхоз снять запрет или, по крайней мере, ввести квоту в размере 40-50 тысяч тонн для отгрузки риса на экспорт».
Кроме того, отдельный пласт запретов касается непродовольственных товаров. Они подробно перечислены в постановлении Правительства № 311 от 9 марта 2023 года, которое ограничивало или останавливало полностью вывоз из России товаров иностранного производства, имеющих ценность для экономики. Список к постановлению прилагается обширный — в нем упомянуто несколько десятков позиций. Однако, как говорят эксперты, для обычного человека это никакой роли не играют, поскольку позиции слишком уж специфические. Так, например, в соответствии с постановлением из России запрещено вывозить станки для обработки металлов, хирургический кетгут (шовный материал, который рассасывается прямо в человеческих тканях), емкости для топлива объемом свыше 300 литров, швейные машинки и так далее. Действительно, практически невозможно представить себе ситуацию, при которой гражданин России отправится в недружественную страну, имея при себе химические катализаторы или оборудование для подготовки резины и пластмасс «для личного пользования». К тому же из этого запрета существуют исключения:
указанные в нем товары можно вывозить, есть они имеют российское происхождение и это подтверждено документами; не распространяется запрет на транзитные перевозки, а также на перевозки в страны — члены ЕАЭС.
Плюс ряд специфических исключений, например, если тот или иной «запрещенный» товар предназначен для использования в российском поселке Баренцбург на норвежском архипелаге Шпицберген или же относится к ведению Росатома и нужен для оказания помощи другим государствам в строительстве или эксплуатации атомных станций.
До недавнего времени действовал также запрет на вывоз из России бензина. 17 ноября его отменили. Сейчас сохраняется лишь запрет на вывоз дизельного топлива и только железнодорожным транспортом. Однако, по словам экспертов, есть вероятность, что скоро снимут и его.
«Запрет был продиктован необходимостью найти точки соприкосновения между Минфином и Минэнерго, — пояснил в беседе с «Парламентской газетой» президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. — После летнего кризиса, связанного с резким ростом цен, стало ясно, что решение урезать демпферные выплаты привело к дисбалансу на рынке: поставки топлива на экспорт стали для производителей более выгодными и привлекательными, нежели обеспечение внутреннего спроса. Топлива внутри России стало меньше — цены выросли. Так и появился временный запрет. Сейчас, впрочем, ситуация стабилизировалась, Правительство приняло ряд оздоровительных мер, поэтому, на мой взгляд, оставшиеся запреты продержатся недолго».
Впрочем, как стало известно в четверг, 30 ноября, запреты еще могут вернуть. Об этом сообщили «Известия» со ссылкой на первого зампреда Комитета Госдумы по энергетике Игоря Ананских.
«К сожалению, то, что цены начали расти, а принятые меры по их сдерживанию оказались временными, действительно так, — отметил депутат. — Основная причина — возобновившийся экспорт нефтепродуктов за границу. Нефтегазовым компаниям выгоднее продавать топливо туда, чем внутри России. Поэтому мы фиксируем рост. Если он будет очень серьезный, то депутаты Госдумы вновь вернутся к постановке вопроса о прекращении экспорта».